back to top
1.7 C
Узбекистан
Понедельник, 13 января, 2025

Концерт концертов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

19 апреля 2023 года в Государственной консерватории Узбекистана состоялся Вечер фортепианных концертов. На сцене Большого зала ГКУз выступили Камерный оркестр «Туркистон» под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Эльдара Азимова и лауреаты международных конкурсов Назима Исмаилова, Артем Погосов, Самира Хайдарова и Севара Юлдашева. Эти юные пианисты – ученики Республиканской специализированной музыкальной школы имени В.А.Успенского класса педагога Диляфруз Абдураззаковны Мамадалиевой. 

В программу вошли четыре концерта для фортепиано с оркестром, которые в мировой музыкальной культуре по праву считаются одними из лучших образцов этого жанра. Классический фортепианный концерт был представлен сочинениями Гайдна и Бетховена, а романтический – Мендельсона и Шопена. Жанру концерта свойственна философия игры, соревновательности, которую каждый из этих гениальных композиторов по-своему, уникально воплощает в своих произведениях.

Первым прозвучал Фортепианный концерт Ре-мажор Йозефа Гайдна в исполнении Камерного оркестра «Туркистон» под управлением Э.Азимова и ученицы 6 класса РСМШ им.В.А.Успенского Назимы Исмаиловой.  

Один из создателей стиля «классицизм» в музыке, Й. Гайдн довел до совершенства сложившиеся музыкальные формы, представил в новом свете такие традиционные жанры, как соната, симфония, концерт, обозначил новое направление в развитии программной и непрограммной музыки. Намеченные им принципы стали основополагающими в истории музыкального искусства.

Как известно, творческое наследие Гайдна включает около 1000 произведений, среди которых – симфонии, сонаты, камерно-инструментальные ансамбли, концерты, оперы, оратории, мессы, песни. У него множество концертов для разных солирующих инструментов с оркестром, из них фортепианных – 11. Концерт, который прозвучал в тот вечер, был впервые опубликован в 1784 году и является одним из самых популярных произведений замечательного венского классика. Особо подчеркну, что данное произведение относится к тем уникальным образцам фортепианной музыки, которые играют как начинающие пианисты, так и выдающиеся музыканты-виртуозы.

Юной солистке Назиме Исмаиловой, прекрасно сыгравшей Ре-мажорный концерт Гайдна, свойственны жизнерадостность, легкость, искренность, и яркая, искрящаяся музыка этого сочинения оказалась близка ее характеру. И потому исполнение получилось точным по стилю и технически весьма убедительным.

Классическое отделение вечера продолжил Первый фортепианный концерт великого Бетховена. Сольную партию блестяще исполнил лауреат международных конкурсов, ученик 6 класса РСМШ им.В.А.Успенского Артём Погосов.

Этот концерт был написан Бетховеном в 1796-1797 годах. Премьера прошла в 1798 году в Праге, с автором в роли солиста. Во второй и последний раз композитор исполнил его спустя два года в Вене. 

В 1801 году это сочинение было издано как Концерт для фортепиано НОМЕР 1, хотя до этого у Бетховена уже были написаны два произведения в этом жанре – неопубликованный Концерт Ми-бемоль мажор 1784 года и Второй концерт для фортепиано с оркестром Си-бемоль мажор, опубликованный позже первого, но написанный на десять лет раньше – в 1786 году.

Важно отметить, что первые фортепианные концерты сочинялись Бетховеном под сильным влиянием Моцарта. Вместе с тем Концерт №1 по своему образу приближается к бетховенской Первой симфонии, сочинявшейся композитором в то же время. Сближение концерта с симфонией проявляется в масштабе и глубине идей, в богатстве образов и в разнообразии тематической разработки.

Концерт состоит из трех частей, форма и функция в цикле каждой части являются традиционными для классических образцов жанра: 1 часть – центр тяжести и написана в сонатной форме с двойной экспозицией, медленная 2 часть – лирический центр произведения, в сложной трехчастной форме, 3 часть – написанный в форме рондо финал.

Здесь чрезвычайно велика роль виртуозности у солиста, что придает музыке блеск, изящество, чувственное очарование. При этом виртуозность подчинена внутреннему содержанию и является органическим элементом художественного образа. И это в полной мере продемонстрировал двенадцатилетний Артем Погосов. Его исполнение бетховенского Первого концерта получилось по-юношески лучезарным и полным энергии.

Второе отделение вечера открывал Концерт №1 для фортепиано с оркестром одного из зачинателей нового, романтического направления в жанре концерта, выдающегося немецкого композитора, пианиста, музыкально-общественного деятеля Феликса Мендельсона-Бартольди. Это замечательное произведение было исполнено Камерным оркестром «Туркистон» под управлением Э.Азимова и лауреатом международных конкурсов, ученицей 6 класса РСМШ им.В.А.Успенского Самирой Хайдаровой.

Переоценить значение творчества и деятельности Мендельсона практически невозможно. В числе его особых заслуг перед немецкой и мировой музыкальной культурой – возвращение из небытия музыки Иоганна Себастьяна Баха, основание первой в Германии консерватории, создание таких новых музыкальных жанров, как программная увертюра и песня без слов, новая трактовка традиционных жанров (и в частности, концерта). Творческому почерку Мендельсона свойственно гармоничное сочетание романтических и классицистких традиций. 

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 был написан в период его пребывания в Риме в 1830-1831 годах. Премьера состоялась в Мюнхене в октябре 1831 года, и солистом был сам композитор. Вскоре Концерт стал чрезвычайно популярным, что связано, прежде всего, с виртуозным его исполнением Кларой Шуман и Ференцом Листом. 

Это произведение Мендельсон посвятил известной немецкой пианистке и композитору Дельфине фон Шаурот. О ней когда-то восторженно написал гениальный Роберт Шуман, назвав Дельфину фон Шаурот и свою супругу – выдающуюся пианистку Клару Вик – «амазонками в особом блистательном царстве женской музыки».

Мендельсон был влюблен в Дельфину и даже рассматривал возможность женитьбы на ней. Однако судьба распорядилась иначе… Но осталась прекрасная музыка Первого фортепианного концерта, вдохновленного этой любовью.

Когда-то Мендельсон сказал об этом Концерте: «Я написал его всего за несколько дней и очень небрежно». На наш взгляд, по поводу «небрежности» композитор несколько слукавил, поскольку этому сочинению свойственны стройность форм, детальная проработка средств выразительности и вдохновенность мелодических образов. И это в полной мере было присуще замечательной, вдумчивой и технически точной игре Самиры Хайдаровой.

Завершил грандиозный вечер Концерт для фортепиано с оркестром № 1 великого польского композитора-романтика, основоположника польской композиторской школы Фридерика Шопена. Солирующую партию вдохновенно исполнила лауреат международных конкурсов, ученица 9 класса РСМШ им.В.А.Успенского Севара Юлдашева.

Это сочинение было написано в 1830 году. И фактически это второй по счету фортепианный концерт Шопена, но свой первый номер он получил из-за своего более раннего издания в 1833 году, в то время как Второй концерт был напечатан в 1836 году.

Оба фортепианных концерта польского композитора в известном смысле аккумулируют в себе высшие достижения варшавского пе­риода его творческого пути. При этом в данных произведениях Шопен как бы исчерпал свой ин­терес к жанру концерта и более к нему не возвра­щался.

Известный музыковед Валентина Конен написала о фортепианных концертах Шопена следующее: «Усматривая в этом жанре идеальное средство для выявления виртуозно-эстрадных свойств пианизма, он акцентировал в своей музыке именно эту сторону концертных традиций. Трактовка оркестровой партии показывает, что автор оставался совершенно равнодушен к ее возможностям. Он игнорирует те традиции симфонизации концерта, которые были впервые намечены в творчестве Фи­липпа Эммануила Баха и получили развитие у зрелого Моцарта, Бетховена, а позднее у Шумана и Брамса…

Шопен же шел по друго­му пути, начатому Иоганном Христианом Бахом, Гуммелем, Калькбреннером, Фильдом, Мошелесом и другими композиторами виртуозно-эстрадного стиля. У Шопена <…> оркестровка нейтральная, не позволяющая догадываться о богатстве темброво-колористического мышления композитора».

Однако оба концерта живут в современном концертном репертуаре – их с удовольствием играют пианисты, и они неизменно пользуются успехом публики. Отметим также, что один из двух концертов польского композитора обязан на выбор исполнить финалист сложнейшего Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена.

Первый концерт Шопена является одним из самых монументальных образцов в развитии этого жанра. По времени звучания он сопоставим с симфониями Бетховена – 40-42 минуты. Однако они пролетели будто на одном дыхании, поскольку исполнение Севары, которое отличали поэтичность и блестящая пианистическая техника, а также тонкое взаимодействие солистки и оркестра позволили полностью погрузиться в мир пленительной красоты музыки Шопена. 

Этот концерт – несомненный успех юных виртуозов, за которым стоит титанический труд их педагога Д.А.Мамадалиевой и самих ребят. Программу концерта можно назвать грандиозной – в один вечер прозвучали сразу четыре фортепианных концерта. Кстати, год назад Диляфруз Мамадалиева подготовила со своими учениками еще более грандиозную программу из шести (!) фортепианных концертов. На практике такое встречается крайне редко, ведь традиционно жанр концерта является масштабным и сложным как по содержанию, так и по техническим задачам, стоящими перед исполнителями. Да и по времени такое выступление как минимум в два с половиной раза превышает ставшие нормой в наше стремительное «клиповое» Настоящее часовые (максимум час-пятнадцать) концерты. И здесь особая заслуга принадлежит Маэстро Эльдару Азимову и его оркестру.

По окончании концерта за кулисами одна из слушательниц, поздравив и поблагодарив музыкантов, сказала: «Вы заставили меня удивляться, и это очень ценно». Такая высокая оценка, на наш взгляд, позволяет надеяться, что и новые выступления учеников Д.А.Мамадалиевой подарят слушателям немало удивительных моментов.

Татьяна Петренко, музыковед

Фото из архива Л.Погосовой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таксистам и отечественным автоперевозчикам даётся карт-бланш

Президент Шавкат Мирзиёев 11 января ознакомился с презентацией по мерам дальнейшего развития транспортно-логистической системы. За последние семь лет парк отечественных...

Больше похожих статей