Для повышения роли и эффективности парламента, оптимизации деятельности каждой из палат Олий Мажлиса, а также исключения параллелизма в их работе, в обновляемой Конституции существенно совершенствуется их статус и усиливаются полномочия. Переформатирован перечень полномочий, отнесенных исключительно к совместному ведению палат, ряд из них передан палатам.
Так, по сравнению с действующей Конституцией расширен объем исключительных полномочий Законодательной палаты – их число увеличено с 5 полномочий до 12, а количество исключительных полномочий Сената с действующих 14 увеличилось до 18.
Расширяются полномочия Сената, в т.ч. за счет передачи ему ряда полномочий Президента, а также усиления роли в координации деятельности местных представительных органов власти. Учитывая, что Сенат является палатой территориального представительства, в соответствии со статьей 95 (пункты 11,12) Конституции новой редакции предлагается усилить его полномочия в отношении деятельности местных Кенгашей народных депутатов. В статье 95 обновляемой Конституции к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается отнести: содействие представительным органам государственной власти на местах в осуществлении ими своей деятельности (пункты 11 статьи 95); отмена решений представительных органов государственной власти на местах в случае несоответствия их нормам законодательства (пункты 12 статьи 95).
Сенату передаются также следующие полномочия: избрание по представлению Президента Высшего судейского совета, глав ведомства по противодействию коррупции и антимонопольного органа; утверждение указов Президента об образовании и упразднении министерств и других республиканских органов исполнительной властии др.
Юридическим выражением парламентаризма является парламентский контроль, который представляет собой одну из важнейших функций парламента. В целях осуществления проверки состояния и хода реализации принятых парламентом законов, осуществления других определенных законодательством контрольных полномочий. В результате конституционных поправок значительно усиливается контрольная функция Сената за деятельностью контролирующих, правоохранительных органов и спецслужб. В частности, вводится порядок одобрения Сенатом назначений главой государства Генерального прокурора и председателя Счетной палаты, а также проведения Президентом страны консультаций с Сенатом по кандидатуре председателя Службы государственной безопасности.
В рамках совершенствования механизма сдержек и противовесов в системе государственной власти обе палаты парламента наделяются полномочием по самороспуску, решение о котором принимается соответственно большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов палаты. Расширяются контрольные полномочия палат Олий Мажлиса,
в т.ч. путем закрепления полномочия по проведению парламентского расследования. Парламент как высший законодательный орган страны, наделенный широкими полномочиями по контролю за деятельностью исполнительной власти, играет чрезвычайно важную роль и в борьбе с коррупцией. Для усиления контрольной функции роли парламента вводится процедура ежегодного заслушивания Национального доклада о противодействии коррупции.
Указанные конституционные изменения направлены на расширение исключительных полномочий Сената как верхней палаты парламента и они будут способствовать активизации его деятельности по приоритетным направлениям, широкому учету интересов регионов, контролю за деятельностью правоохранительных органов и реализации полномочий, связанных с внешней политикой.
Омон Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор ТГЮУ