Проанализировав процесс реализации кадровой политики и процесс поступления на государственную службу в нашей стране, можно сделать вывод, что то мы сильно отстаем от развитых стран мира. Например, в нашей стране существуют проблемы в определении потребности в кадрах-специалистах, а также, в зависимости от этой потребности вопросы подготовки необходимых кадров, внедрения современных форм оценки их компетенций, выбора и назначения на должности остаются открытыми. Поэтому тот факт, что конституционные реформы выносятся на повестку дня как очень актуальный вопрос в нашей стране, является признаком того, что наше общество вступает в новый этап развития.
Действующая Конституция Республики Узбекистан не содержит норм, непосредственно регулирующих поступление на государственную гражданскую службу. В нем гарантируется право каждого человека на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Кроме того, ранее в нашей стране процесс приема на государственную службу осуществлялся по нормам трудового законодательства. Трудовой кодекс Республики Узбекистан не содержит специальных правил, регламентирующих поступление на государственную гражданскую службу, а непосредственно направлен на регулирование трудовых отношений между работодателем и работником.
С момента обретения независимости до 2022 года, в нашей стране не было специального закона регулирующего государственную гражданскую службу. В результате проведенных реформ 8 августа 2022 года был принят Закон о государственной гражданской службе. Настоящим законом был установлен принцип «равенство прав граждан Республики Узбекистан на доступ к государственной гражданской службе».
В 37 статье новой редакции Конституции, закреплены гарантии равных прав граждан Республики Узбекистан при поступлении на государственную службу. Первые в истории, в основном законе предусматривается норма касательная правовых основ государственной службы. Также закреплено, что ограничения на государственной службе могут быть установлены только законом. Законодателем должно обеспечиваться не только равенство требований (материальное равенство), но и равенство процедур поступления на службу (процессуальное равенство).
Создание системы государственного управления, способной обеспечить полную реализацию принятых нормативных правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, является важным условием эффективной реализации этих реформ.
Алишер Умаров,
кандидат физико-математических наук,
доцент проректор по науке и международным отношениям Академии государственного управления при Президенте