Известно, основная задача парламентов государств — объединение разных интересов общества на пути к процветанию. При этом ни для кого не секрет, что в развитых государствах парламент выступает важным коммуникационным инструментом для налаживания разнообразной системы связей с другими институтами государства и общества. Проще говоря, парламент — своего рода мост между государством и народом. Важная роль в этом принадлежит верхним палатам парламентов.
В Конституции Республики Узбекистан в новой редакции по сравнению с действующим Основным законом расширен объем исключительных полномочий Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан: их количество увеличилось с 14 до 18. Учитывая, что Сенат является палатой территориального представительства, в соответствии со статьей 95 (пункты 11,12) предлагается усилить его полномочия в отношении деятельности местных Кенгашей народных депутатов.
В статье 95 Конституции в новой редакции к исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся: содействие представительным органам государственной власти на местах в осуществлении ими своей деятельности (п.11 ст.95);
отмена решений представительных органов государственной власти на местах в случае несоответствия их нормам законодательства (п.12 ст.95).
В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы цель 2 предусматривает превращения Кенгашей народных депутатов в основное звено в решении имеющихся в регионах проблем. В числе задач — укрепление взаимодействия махаллей с представительными органами на местах, Кенгашей народных депутатов с Сенатом Олий Мажлиса, хокимиятов с министерствами и их территориальными подразделениями.
Сенат Олий Мажлиса, состощий из избранников всех регионов должен принимать решения с учетом общегосударственных и региональных интересов и нести ответственность за пересмотр норм, противоречащих законным интересам граждан.
Изменения в Основном законе должны способствовать эффективному налаживанию участия сенаторов в решении вопросов, связанных с ведением органов власти на местах. Поэтому конституционное закрепление данного вопроса будет способствовать повышению позиций как Cената, так и представительных органов на местах. Наряду с соответствующими законами, регулирующими вопросы взаимоотношения Cената и местных представительных органов, в Узбекистане ныне заложена правовая база, включающие такие законы, как «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об экологическом контроле», «О парламентском контроле», «Об электронном правительстве», «О социальном партнерстве», получил закрепление институт общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления.
Сенат Олий Мажлиса оказывает содействие представительным органам государственной власти на местах в осуществлении их деятельности. Подобная практика широко используется в зарубежных странах. Например, в Германии Бундесрат (верхняя палата) принимает меры по разрешению споров между субъектами Федерации и федеральным правительством. А в Индии верхняя палата помогает Штатам и участвует в их социально-экономическом планировании.
Представительные органы — первичные звенья, непосредственно выражающие волю населения. В целях формирования и развития правовой основы реформ необходимо разработать и принять соответствующие интересам регионов решения. А включение в компетенцию Сената содействия их деятельности послужит положительным изменением в работе местных Кенгашей.
При этом в случае несоответствия решений представительных органов государственной власти на местах нормам законодательства полномочия по отмене решений этих органов также передаются Сенату.
Сенат — орган, представляющий интересы территорий. Поэтому наличие таких полномочий служит для приоритетного направления его деятельности на решение именно территориальных вопросов. В настоящее время, чтобы полностью учесть интересы регионов, обеспечить приоритетность решения задач социально-экономического характера, законопроекты также рассматриваются и в местных Кенгашах. Предложения и рекомендации, выдвинутые их депутатами, анализируются профильным комитетом Сената. Большинство из них принимается.
Известно, сенаторы закреплены ответственными за регионами, от которых избирались. Они регулярно выезжают на места, проводят встречи с жителями, добиваются устранения недостатков. Обращаются с проблемными вопросами в соответствующие государственные учреждения. По ним принимаются практические меры. Кроме того в рамках своих полномочий наряду с рассмотрением в Сенате отчетов руководителей различных государственных органов заслушиваются и отчеты хокимов областей, районов, городов по вопросам развития соответствующей территории.
Деятельность государственных организаций построена на основе принципов работы в разрезе махаллей. Ведь надо быть ближе к народу, знать проблемы и решать их по возможности, на местах. А парламентский контроль Сената направлен на устранение системных проблем, имеющихся в регионах, сферах и отраслях, на решение актуальных вопросов, волнующих население.
Данные конституционные нормы повышают ответственность Сената за эффективное функционирование местных кенгашей. Изменения, вносимые в Конституцию в новой редакции, будут способствовать повышению активности местных депутатов, расширению полномочий и возможностей Сената. В результате сенаторы при принятии решений будут учитывать не только общегосударственные интересы, но и проблемы населения в самых отдаленных районах. А депутаты местных кенгашей станут активнее работать на благо народа.
Омон Мухамеджанов, профессор ТГЮУ, доктор юридических наук
А, на них Кто — повлияет с них и Депутатов О.М — необходимо, было начинать, на мой взгляд.