Статья 18 Новой редакции Конституции Республики Узбекистан подчеркивает, что Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями.
Положения данной статьи полностью отражают логику и достижения узбекской внешней политики последних лет, отличительными чертами которой является ее миролюбивый, конструктивный и проактивный характер, уважительное отношениям к партнерам, выстраивание отношений со странами на взаимовыгодной основе в рамках двусторонних и многосторонних форматов.
Последовательная реализация подобной политики уже принесла целый ряд позитивных практических результатов. Прежде всего, можно отметить прорыв узбекской политики на центральноазиатском направлении после 2016 года, который радикально улучшил политический климат в регионе, что отразилось на взрывном росте товарооборота Узбекистана со своими соседями.
Всего за пять последних лет в период с 2017 по 2022 года товарооборот вырос с 2,6 до почти 7,5 млрд. долларов, что вывело регион ЦА на третье место в списке крупнейших торгово-экономических партнеров Узбекистана после России и Китая. Совпадение экономических интересов привело к росту заинтересованности всех стран Центральной Азии в совместном развитии многосторонней региональной кооперации.
Среди экономических достижений узбекской внешней политики можно отметить привлечение в последние годы в экономику страны 31 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.[1] Значимым событием также стало получение Узбекистаном статуса страны-бенефициара GSP+, что открывает возможность беспошлинного экспортирта в Евросоюз 6200 видов товаров.
Миролюбивый и взаимовыгодный характер политики позволил Узбекистану успешно решить многие приграничные проблемы со своими соседями, некоторые из которых оставались нерешенными в течение 30 лет.
Республика с 2016 года серьезно повысила эффективность своего сотрудничества с партнерами в рамках многосторонних международных организаций, непременно выступая с инициативами, нацеленными на достижение практических результатов, и закладывая основы для дальнейшего развития организаций в стратегической перспективе.
В дополнение к этому, Узбекистан инициировал появление такого прорывного для региона формата как Консультативные встречи глав государств Центральной Азии, что стимулировало вывод сотрудничества в регионе на принципиально и качественно новый уровень.
Среди примеров конструктивной и миролюбивой политики Узбекистана можно привести проактивную политику в отношении Афганистана и в направлении торгово-экономической и транспортной интеграции регионов Центральной и Южной Азии, которая в будущем может стать источником получения дивидендов для всех ее участников.
Так, Узбекистан одно время был членом Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), однако вышел из нее ввиду движения этой организации в сторону милитаризации, что не отвечает фундаментальным принципам внешней политики страны, основанной на миролюбии, неприменении силы или угрозы силой, мирном урегулировании споров.
Рустам Махмудов, доцент УМЭД, в.н.с. Института перспективных международных исследований (Узбекистан).
[1] https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/1269650-uzbekistan-privlek-31-mlrd-inostrannyh-investiczij-trebuetsya-eshhe-70-mlrd.html