Идущая в Узбекистане конституционная реформа высокое внимание уделяет формулированию принципов внешней политики страны, которая в современных геополитических условиях играет ключевую роль для обеспечения мирного и стабильного развития узбекского общества и экономики.
В этой связи можно отметить Статью 18 новой редакции Конституции, в которой указывается, что Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями. Республика Узбекистан также может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.
Данную статью можно считать своего рода квинтэссенцией той модели внешней политики, которую наша страна проводит с 2016 года. Узбекская дипломатия на практике показала свой миролюбивый характер и готовность сотрудничать со всеми странами и международными организациями на открытой, честной и взаимовыгодной основе при условии уважения суверенитета и интересов Узбекистана, которые являются для нашего государства и народа высшей ценностью.
Подобную внешнеполитическую модель можно было бы назвать политикой «конструктивного суверенитета», суть которой заключается в том, что Узбекистан не строит разделительных стен и не дружит с кем-то против кого-то по формуле «кто не с нами, тот против нас». Наоборот, он старается устранять препятствия, ограничивающие или способные ограничить его взаимоотношения с акторами международной политики и экономики. Узбекская внешняя политика как ищет, так и создает возможности для взаимовыгодного сотрудничества, которое строится на принципе суверенного равенства государств.
При этом нужно отметить, что узбекская внешняя политика преследует цели долгосрочного характера, понимая, что нынешние проблемы и противоречия, наблюдаемые в мировой политике и экономике, а также во взаимоотношениях ведущих глобальных игроков, рано или поздно будут решены. В итоге мы увидим процесс выстраивания новой глобальной системы и новых правил ее функционирования в рамках диалога мировых и региональных держав.
Наглядным примером конструктивного и суверенного подхода Узбекистана могут служить его продуктивные отношения с такими системообразующими для мировой политики акторами как Россия, Китай и США.
Свидетельством их продуктивного характера могут служить показатели двустороннего товарооборота. По итогам 2022 года, объем узбекско-российской торговли составил почти 9,3 млрд. долларов, а узбекско-китайской – около 9 млрд. долл. Торговля с США, в свою очередь, продемонстрировала быстрые темпы восстановления после пандемии COVID-19 и в прошлом году достигла 436,8 млн. долл.[1]
Со всеми этими тремя государствами Узбекистаном ведется активный диалог и сотрудничество по актуальным вопросам региональной стабильности и безопасности, экономического и технологического развития, экологии, зеленой энергетики, науки и образования как на двусторонней основе, так и в рамках различных многосторонних форматов, таких как ООН, ШОС, С5+1, СНГ.
В свою очередь, примером выстраивания Узбекистаном политики, ориентированной на долгосрочные цели, могут служить его усилия по продвижению проектов взаимосвязанности Центральной и Южной Азии, осью которых выступает проект железной дороги «Термез-Мазари-Шариф-Кабул-Пешавар». Их реализация позволит фундаментально трансформировать транспортные, торговые и инвестиционные связи в Евразии, создав интегрированное экономическое пространство Центральной и Южной Азии, совокупное население которых превышает 2 млрд. человек.
Не вызывает сомнения, что достижение эти долгосрочных целей, основывающихся на принципах, заложенных в Статье 18 обновляемой Конституции Узбекистана, придаст мощный стимул дальнейшему развитию узбекской экономики и бизнеса, а также созданию большого количества новых рабочих мест.
Рустам Махмудов,
Доцент УМЭД, ведущий научный сотрудник Института перспективных
международных исследований (Узбекистан)
[1] https://www.gazeta.uz/ru/2023/01/24/trade-partners/
Я буду голосовать ЗА внесение поправок в Конституцию! Центробанк под руководством уважаемого Мамаризо Нурмуратова не возвращает деньги обманутым вкладчикам банка Туркстон через Фонд гарантирования вкладов граждан в банках, хотя в Учтепинском суде более чем тридцати вкладчиками уже было доказано, что люди делали именно вклады и им объяснялось, что субдолг под названием Мустахкам Химоя — это новый вид вклада, возврат которого гарантируется государством… И по обновленной Конституции мы сможем привлечь работников Центробанка за бездействие в этом вопросе, раз прокуратура до сих пор не выявила и не пересажала мошенников. Так что Я буду голосовать ЗА внесение поправок в Конституцию!