Прошло очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Его участники рассмотрели законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей».
В связи с рассматриваемым законопроектом упоминались многочисленные реформы, направленные на обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин. Но они не могут реализоваться в полной мере без совершенствования законодательства.
Тем более, что уже выявлен ряд проблем в практике обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин. Одной из таких проблем является отсутствие соразмерных наказаний в ответ на преступления, затрагивающие права женщин и детей, ответственность за нарушение тайны частной жизни, унижение их чести и достоинства.
Другой важной и нерешенной проблемой является невозможность обеспечить достойную защиту прав и законных интересов женщин за тот срок, на который сейчас предоставляется охранный ордер, представляющий собой государственную защиту пострадавшего от притеснений и насилия. На сегодняшний день такая защита дается всего на 30 дней.
Третья проблема связана с тем, что наложение штрафов на должников по алиментам лишь усугубляет финансовые трудности виновного.
Новый законопроект предлагает усилить меры ответственности в отношении лиц, которые вступили в половую связь с потерпевшей, не достигшей 18-летнего возраста, либо применили насилие и удовлетворили сексуальные потребности неестественным способом, либо принудили жертву к сексуальному контакту, либо вовлекли в занятия проституцией, либо создали порнографический контент с участием несовершеннолетнего.
В частности, предлагается запретить применение смягчения приговора, в том числе — не применять условно-досрочное освобождение в отношении лиц, которые совершили перечисленные преступления.
Также в законопроекте говорится об усилении ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности и свободы лиц с инвалидностью, несовершеннолетних, а также за совершение этих преступлений лицом, которое несет обязанности по воспитанию, профессиональной подготовке или уходу за потерпевшим.
Еще один важный момент — это введение административной и уголовной ответственности за домашнее или бытовое насилие. В частности, предлагается исходить из современных международных норм и зарубежного опыта защиты прав женщин и детей, и ввести административную и уголовную ответственность за экономическое и психическое насилие.
Помимо перечисленного в законопроекте установлена уголовная ответственность за разглашение сведений о частной жизни человека, которые унижают его честь и достоинство, за сексуальные домогательства, за невыполнение обязательств по назначению опекуна или спонсора своим несовершеннолетним детям.
Для того, чтобы обеспечить выполнения обязательств по алиментам, будет введена новая мера административного взыскания в форме привлечения неплательщиков к оплачиваемым общественным работам.
Также предлагается ввести норму, которая запретит лицам, ранее совершившим сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, вести преподавательскую и оздоровительную деятельность, воспитывать детей, работать в спортивных и творческих организациях.
Во время обсуждения все согласились с тем, что данный законопроект послужит предупреждению домогательств в отношении женщин и детей, а также послужит укреплению института семьи, а также послужит улучшению позиции Узбекистана в международных рейтингах по вопросам обеспечения прав женщин и детей.
В итоге законопроект был принят депутатами.