В эти дни в Узбекистане проходит «Месяц без контрафакта». Мероприятия, связанные с разъяснительно-пропагандистской работой среди предпринимателей страны, а также выявлением и борьбой с реализацией контрафактной продукции, продлятся до 15 марта текущего года.
В Узбекистане борьбу с нелегальной продукцией комплексно проводят четыре ведомства: Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, Государственный таможенный комитет, Государственный налоговый комитет и Департамент по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции.
Кроме этого, в работу активно вовлечен и Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан. Через СМИ оно информирует покупателей о выявленных фальсифицированных продуктах, тем самым предостерегая от приобретения поддельных товаров. Также Комитет тесно сотрудничает с производителями оригинальных продуктов, которые строго следят за тем, чтобы их товары не подделывали, а о фактах фальсификации незамедлительно сообщали в соответствующие органы.
Следует отметить, что в 2021-2022 годах в ходе общенационального месяц «Месяц без контрафакта» было продано 3000 видов контрафактной продукции. В течение 2022 года реализовано 357 профилактических мероприятий в этом направлении. Гражданам также было роздано более 10 тысяч каталогов контрафактных табачных и алкогольных товаров.
Борьба с подделками алкоголя и сигарет является для ведомств одной из самых трудоемких. За последние пять лет в Узбекистане акцизный налог на табачную и алкогольную продукцию вырос на 141%, то есть в 2,5 раза. Повышение акциза на данные товары – действенный и хорошо зарекомендовавший себя способ борьбы с чрезмерным потреблением населением алкогольных напитков и сигарет. Однако систематически растущий уровень акциза делает продукцию дорогой, побуждая потребителей переходить на нелегальные дешевые сигареты и алкоголь, и создавая условия для развития «теневого» рынка сбыта продукции. Люди приобретают то, что дешевле, несмотря на очевидный риск для жизни и здоровья подпольно произведенных товаров.
Мы связались с ответственным сотрудником Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Ботиром Шариповым, который рассказал об особенностях и сложностях работы, а также некоторых примерах борьбы с нелегальной продукцией.
«Довольно часто недобросовестные производители выпускают продукцию, практически идентичную с оригиналом по дизайну упаковки, и тем самым вводят потребителей в заблуждение. Конечно, это осложняет работу ответственных органов. В Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Узбекистана довольно часто приходят жалобы производителей с просьбой разобраться в ситуации и наказать производителей нелегальных товаров», — отметил Шарипов.
Он также привел некоторые примеры конкретных обращений. Так, АО СП «УЗБАТ» неоднократно сообщал о реализации контрафактной табачной продукции некоторых наименований сигарет с маркировкой без марок, соответствующей упаковки и несоблюдением регламента и просил оказать практическую помощь.
«Региональными органами комитета во взаимодействии с органами государственной налоговой службы по этому случаю было проведено 362 контрольных наблюдений без вмешательства в деятельность субъекта хозяйствования. В результате проверки по два случая продажи контрафакта выявлены в Каракалпакстане, Джизаке, Кашкадарье, по 4 случая – в Навоийской и Наманганской областях, з факта в Ташкентской области и 5 – в Ташкенте», — рассказал Шарипов.
Кроме этого, он рассказал, что выявленная контрафактная продукция не только реализуется нелегально, но и наносит огромный вред здоровью людей.
Так, были проведены лабораторные испытания 6 видов поддельных табачных изделий, продаваемых потребителям некоторыми продавцами. Дата производства и срок годности не были указаны на упаковке. К тому же оказалось, что у них нет акцизной марки.
“Испытание проводилось для определения количества никотина в конденсате дыма и влажного и безникотинового сухого конденсата в сигаретном дыме. Результаты исследования показали, что опасного для жизни человека никотина в табачном дыме обнаружено в 7-8 раз больше нормы. В связи с допущением данной ситуации в отношении продающей организации возбуждено уголовное дело”, — прокомментировал представитель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
По его словам, доля потребления нелегальной продукции в Узбекистане все еще остается очень высокой – около 15%. И самым целесообразным и действенным способом борьбы с контрафактом является создание единой системы, в которую будут включены все соответствующие ведомства, обладающие полномочиями для решения проблемы производства и сбыта нелегальной продукции. К данному вопросу должны подключиться все системы государственной власти и правопорядка. Только скоординировав усилия, станет возможным победить нелегальную торговлю в Узбекистане.
«Контрафактный алкоголь и сигареты произведены в неизвестных, кустарных условиях. Эти товары не проходят сертификационные исследования, и для их создания используется некачественное сырье, которое существенно «удешевляет» стоимость товаров. Состав чаще всего не соответствует нормативам, более того, включает такие опасные вещества, как мышьяк, кадмий, ртуть и другие. Это тот случай, когда несущественная разница в стоимости может стоить человеку жизни. Если потреблять сигареты и алкоголь опасно для здоровья, то отдавать предпочтение контрафактной продукции – это прямой риск для жизни», — заключил Шарипов.
Хотелось бы также отметить, что у потребителей, неравнодушных к проблеме продажи нелегального алкоголя и сигарет, есть шанс поучаствовать в борьбе с контрафактом. Они могут сообщить о нарушении закона в той или иной торговой точке. Для этого в мобильном приложении Налогового комитета Soliq создана система «налоговый партнер». Граждане, сообщившие о фактах реализации поддельных товаров, смогут получить выплаты кэшбека в размере 20% от суммы штрафа, наложенного на продавцов контрафакта.