В авторском исследовании экспертов Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) изучены перспективы мирового рынка ферулы, а также потенциал Узбекистана в развитии нового для республики направления.
Ферула – многолетнее травянистое растение, произрастающее как в диком, так и в культивированном виде. Произрастает в южных регионах мира – Иране, Афганистане, Средней Азии, на песчаных и каменистых почвах, не требуя особого ухода.
Основной коммерческий продукт, добываемый из ферулы – асафе́тида, смола, получаемая из надрезов на корнях и корневищах растений в возрасте до пяти лет. С одного растения ферулы можно получить от 500 до 1300 грамм смолы. В Узбекистане сбор производится в марте и апреле, непосредственно перед цветением растений. Процесс сбора асафетиды является достаточно трудоемким процессом.
Асафетида широко используется в народной медицине, фарминдустрии, в виде приправы к пище (в Индии и других странах), а также в косметологии. Продается преимущественно в виде кусков высушенной смолы (сырье)или в виде порошка с добавлением других веществ для предотвращения образования комков и улучшения вкусовых качеств (так называемая «составная асафетида»).
1. Предложение и спрос на мировом рынке
Объем мирового рынка сырой асафетиды, по оценкам на основе данных компании Malligha Asafoetida Company (M.A.C., Индия), составил 325 млн.$ США в 2020 году.
Предложение. Крупнейшим поставщиком сырой асафетиды на мировой рынок является Афганистан, экспортировав ее на 170,5 млн.$ в 2020 году (52% от мирового экспорта). Другим крупным поставщиком сырой асафетиды является Иран.
Сырую асафетиду экспортируют также Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
Спрос. На первом месте по объему мирового импорта асафетиды занимают страны Азиатско-Тихоокеанского региона (58% в 2020 году), на втором – страны Европы, Ближнего Востока и Африки, на третьем – страны Северной и Южной Америки.
Индия является одним из крупнейших потребителей и переработчиков асафетиды (40% мирового рынка). Индия импортирует асафетиду в основном из таких стран, как Афганистан, Иран, Узбекистан и др. В среднем Индия импортирует около 1200 тонн сырой асафетиды на 100-130 млн $ США ежегодно.
Ключевым драйвером рынка асафетиды в Индии является высокое потребление в виде приправы к пище и лекарственного средства в народной медицине. Кроме того, часть импортируемой асафетиды перерабатывается и реэкспортируется в виде приправы различных сортов и марок с добавлением других ингредиентов. Экспорт готовой продукции производится в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Европы.
Китай является следующим крупным мировым потребителем асафетиды (15% мирового рынка). В Китае асафетида применяется также в качестве лекарственного средства и приправы.
2. Ценовые соотношения на мировом рынке
Средняя цена 1 килограмма сырой асафетиды на мировом рынке составляет 150-200 $. Узбекскими предпринимателями она экспортируется по 45-50 $, что составляет существенное конкурентное преимущество по цене.
Готовая и упакованная приправа к пище из асафетиды на платформе amazon.com реализуется по цене в среднем от 15 $ до 25 $ за 100 грамм (с содержанием основного компонента в среднем до 50 г на 100 г конечного продукта). Таким образом, по расчетам, если путем переработки сырья изготавливать приправу к пище и реализовывать в упакованной форме, можно получать конечный доход в 5-6 раз больше по сравнению с доходом от реализации сырья.
3. Перспективы мирового рынка
Увеличение спроса. Асафетида связана с рядом преимуществ для здоровья, что повысило ее популярность во время пандемии COVID-19 и в период после нее. Асафетида является ключевым ингредиентом многих современных растительных лекарственных средств. Кроме того, многими фармакологическими компаниями в настоящее время проводятся клинические испытания с целью расширения производства препаратов на основе ферулы. Данная тенденция предопределяет рост ее спроса в перспективе.
По данным компании M.A.C., Индия, в ближайшие годы ожидается увеличение мирового потребления асафетиды в среднем на 6% в год. Прогнозируется, что в Северной и Южной Америке будет наибольший прирост потребления в ближайшие годы. Также будет увеличиваться спрос в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.
Увеличение предложения. Вместе с ростом спроса на асафетиду, ожидаются также и существенные сдвиги в мировом предложении. Так, с 2018 года крупнейший потребитель и переработчик асафетиды, Индия, нацелилась на импортозамещение данного продукта. Индия начала выращивать ферулу на местном уровне искусственным путем.
Рост требований к внешнему виду товара. Визуальная привлекательность постепенно становится первым фактором, побуждающим потребителя покупать продукт. В связи с этим, многие производители стали уделять большое внимание реализации упакованной асафетиды. Кроме того, качественная упаковка позволяет дольше сохранить первоначальные свойства асафетиды. Поэтому данный фактор повышает стабильность продаж и стимулирует рост упаковочной промышленности.
4. Распространенность ферулы в Узбекистане
По данным Минсельхоз РУз на май 2022 года, в Узбекистане более 12 тыс. га земель засажены ферулой. Кроме того, ферула произрастает в диком виде в песчаных пустынях, холмах, горах и предгорьях Ташкентской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Джизакской, Навоийской, Бухарской областей и Республике Каракалпакстан.
В Узбекистане встречается около 40 видов дикой ферулы. Только три вида ферулы имеют промышленное значение:
- ферула вонючая (Ferula Foetida)
- ферула кухистанская
- ферула-шаир.
5. Промышленный и экспортный потенциал ферулы
По данным Минсельхоз РУз, в 2021 году экспортерами лекарственных растений было вывезено 170 тонн сырой асафетиды на сумму 7,65 млн $. Растение по большей части экспортируется в Индию, Афганистан, Китай, а также страны СНГ. Экспорт производится в сыром виде без осуществления промышленной обработки.
Следует отметить, что расширение экспортного потенциала асафетиды будет иметь определенные выгоды только в случае углубления промышленной переработки. И в этом случае важным условием успеха представляется привлечение ведущих индийских компаний в качестве стратегических партнеров.
Учитывая перспективы мирового рынка и внутренний потенциал Узбекистана, можно выделить ключевые преимущества и риски развития данного направления в Узбекистане.
Преимущества и выгоды:
- Минимальные затраты при выращивании. Учитывая, что ферула неприхотливое растение, не требующее специфического ухода, приспособленное к яркому солнцу и засушливому климату, затраты на ее выращивание минимальны. Кроме того, ее можно сажать в междурядьях многолетних деревьев, например, фисташковых.
- Ценовое преимущество в стоимости сырья. Стоимость экспортируемого Узбекистаном сырья в 3-4 раза ниже среднемировой цены, что будет обуславливать конкурентное преимущество и в случае углубления переработки.
- Обеспечение занятости и создание рабочих мест в отдаленных, трудоизбыточных районах. Процесс сбора смолы ферулы отличается трудоемкостью и требует соблюдения определенной последовательности и правил. Это обуславливает потребность в рабочей силе. Следовательно, можно организовать как сезонные рабочие места – при организации сбора, так и постоянные – при условии организации промышленной переработки.
- Значительное увеличение потенциального дохода. По произведенным оценкам, доход от реализации готового переработанного продукта в 5-6 раз может превысить доход, получаемый от реализации сырья. (см. п.2).
- Растущий спрос на мировом рынке. Рост спроса обусловлен возрастающим интересом как со стороны конечных потребителей приправы из асафетиды, так и со стороны фармкомпаний (см. п.3).
Риски и потенциальные сдерживающие факторы:
- Растущая конкуренция на мировом рынке. Значительную конкуренцию в перспективе будет представлять Индия, создавая собственные плантации по выращиванию ферулы. Кроме того, учитывая рост мирового спроса, другие страны, например, Иран, могут нацелиться на увеличение степени переработки сырья.
- Необходимость вложения существенных средств в организацию переработки. Затраты на организацию производств готовой продукции из ферулы будут обусловлены затратами на импорт технологий, внедрение глобальных стандартов управления гигиеной и безопасностью пищевых и лекарственных продуктов, на производство упаковки продукции, на обучение кадров, привлечение зарубежных специалистов.
Зульфия Костюченко, руководитель проекта ИПМИ
Комилжон Кузиев, руководитель группы ИПМИ
Рустам Жумаматов, ведущий научный сотрудник ИПМИ
Дарья Ильина, руководитель проекта ИПМИ