Обзор тенденций развития рынка высшего образования за последние пять лет показывает резкий рост количества ВУЗов более чем в 2,5 раза.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали динамику развития и уровень концентрации высшего образования Узбекистана за 2017-2022 год.
Сфера высшего образования в Узбекистане занимает важное место как в развитии экономики, так и человеческого капитала и инноваций:
— доля высшего образования в общем объёме образовательных услуг выросла до 51% по итогам 2022г. против 47% в 2017 г.;
— численность преподавательского состава в высшем образовании выросла за 2017-2022 гг. в 1,6 раза;
— в 2021/22 учебном году количество иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях страны, выросло в 4 раза относительно 2017/2018 гг. и составило 5,1 тыс. человек;
— объемы затрат на НИОКР в организациях высшего образования выросли в Узбекистане в 1.3 раза в реальном выражении.
Обзор тенденций развития рынка высшего образования за последние пять лет показывает резкий рост количества ВУЗов более чем в 2,5 раза (с 72 в 2017/2018 учебном году до 189 ВУЗов в 2022/2023 учебном году) и рост количества студентов в более чем 3 раза (c 298 тыс. в 2017/2018 учебном году до 1,04 млн студентов в 2022/2023 учебном году).
Для оценки уровня конкуренции между ВУЗами в оказании услуг высшего образования используется индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI или Herfindahl–Hirschman Index). Индекс характеризует распределение доли рынка между ВУЗами с помощью суммы квадратов рыночных долей студентов ВУЗов.
Индекс концентрации рынка высшего образования страны на основе оценки рыночных долей ВУЗов показал, что за период 2017-2022 учебных годов значение индекса уменьшилось со 191 до 147. Это отражает высокий уровень общей конкуренции среди ВУЗов.
Расчет индекса концентрации рынка высшего образования по регионам показал, что рынок образовательных услуг на региональном уровне является умеренно концентрированным. Оценка проводилась на основе индекса HHI с учетом региональной концентрации, т.е. оценки рыночных долей региона в общем количестве студентов страны. Уровень территориальной концентрации высшего образования составил в 2022/2023 учебном году 1525, снизившись со значения 1745 в 2017/2018 учебном году.
Расчет индекса также показал, что заметный вклад в формирование индекса HHI вносят г. Ташкент, Самаркандская и Ферганская области. Несмотря на снижение индекса за период с 2017 по 2022 годы, в последние два года наметилась тенденция повышения концентрации ВУЗов, с опережающим ростом вклада г. Ташкента (рост вклада в 1,5 раза) в значение общего индекса HHI по регионам. Это указывает на некоторое снижение конкуренции между ВУЗами с учетом их регионального расположения и усиления их концентрации в г. Ташкент.
Кашкадарья, Сурхандарья, Наманган и Ташкентская область входят в число регионов с наиболее низкой плотностью студентов на 10 тыс. населения. Эти регионы также вносят наиболее низкий вклад в индекс HHI. В этих регионах целесообразно разместить новые ВУЗы для снижения региональной концентрации.
Комментарий редакции: — Количественный рост в некоторой степени показывает успехи в образовании, но погоня за количеством не всегда отражает истинное положение дел в высшем образовании. Качество обучения необходимо начинать с преподавательского состава. Волна увольнений опытных педагогов в 2000-2010 годах привела к резкому снижению качества обучения. В стране не хватает специалистов технического профиля; инженеров, физиков, химиков, биологов и т.д. Частные ВУЗы в основной своей массе готовят специалистов в сфере экономики, менеджмента и бизнеса.
Необходима четкая концепция развития высшего образования, где было бы четко определено, какие специальности наиболее востребованы в настоящее время и в ближайшей перспективе.