На днях на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои состоялась премьерная серия трех показов балета «Джалолиддин Мангуберды» в постановке известного турецкого хореографа Мехмета Балкана (он же и автор либретто) на музыку нашего земляка Рустама Абдуллаева.
Свидетелем этого поистине исторического события стал до отказа заполненный зрительный зал ташкентского Большого, который ждал этого дня с нетерпением.
Действительно, балет «Джалолиддин Мангуберды» – самая ожидаемая премьера 2023 года. В ложах – артисты труппы, не занятые в премьерной постановке, в партере и амфитеатре – дирижеры, музыканты, коллеги из других ташкентских театров. Волнуется директор коллектива народный артист Узбекистана Рамиз Усманов, слегка возбужден и автор музыки Рустам Абдуллаев – оба встречают гостей, прессу, представителей радио и телевидения. Волнуются зрители, нервничают артисты за кулисами, последние наставления оркестру дает музыкальный руководитель балетного спектакля, главный дирижер театра Денис Власенко…
Медленно гаснет свет. Зрители уже сидят в предвкушении премьерного спектакля. Оркестровое вступление вводит в его эмоциональную атмосферу. С первых же тактов музыка Абдуллаева приковывает к себе внимание, захватывая, как и балетное действие, все больше и больше. Вскоре становится ясным, что композитор, развивая в своем творчестве найденное в предыдущих сочинениях, смело идет дальше, одерживая очередную победу.
В постановке сошлось все: замечательная музыка Абдуллаева и титанический образ последнего Хорезмшаха Джалолиддина Мангуберды – воплощение силы и благородства, красоты помыслов, величия деяний, бесстрашия, героизма, самоотверженности. В Узбекистане он стал национальным героем, о котором из поколения в поколение передают легенды, слагают песни, пишут книги, снимают фильмы. А 30 августа 2000 года был учрежден орден Джалолиддина Мангуберды, являющийся высшей воинской наградой Республики Узбекистан. Им награждают военнослужащих командного состава, проявивших образцы высокого военного мастерства, героизм и отвагу при защите независимости нашей страны и ее границ. Этим и объясняется интерес военных офицеров, присутствовавших на недавней премьере балета.
Справедливый правитель и талантливый полководец Джалолиддин Мангуберды сумел противостоять могущественному и жестокому Чингисхану – непобедимому владыке Монгольской империи. Поэтому отрадно, что в новой постановке сошлись и сегодняшний повышенный интерес к нашей истории, и хореография мастера с мировым именем. Мехмет Балкан, по словам композитора Рустама Абдуллаева, не приступает к постановке, если досконально не знает материала. Мизансцены «Джалолиддина Мангуберды» подтверждают: Балкан тщательно изучил историю узбекского народа, его борьбу с иноземными завоевателями, его победу и поражение. В одном из интервью хореограф признался, что его так же заворожила и музыка к этому балету, на фоне которой развивается сюжет узбекской истории, портреты персонажей и народный фон.
Рустам Абдуллаев – композитор большого таланта. Музыку он сочиняет легко и с огромным увлечением. Богатство мелодического изобретения у него велико, и сам композитор, по-видимому, хорошо сознает это свое преимущество. Во всяком случае, он явно предпочитает разработке, активному преобразованию и переосмысливанию тематического материала его красочные, контрастные сопоставления. Поэтому музыка балета изобилует новыми темами и образами. Кстати, к жанру музыкального театра Абдуллаев обращается не впервые. Им написаны четыре оперы и два балета. В планах создание еще двух опер.
Мехмет Балкан работал над «Джалолиддином Мангуберды» с большим вдохновением, создав незабываемые хореографические картины, будь то празднество во дворце Хорезмшаха или поединок Мангуберды с сильным полководцем Чингисхана Шики Хуту Хи. Обе сцены, как и другие, поставлены живо, изобретательно. Им веришь, они увлекают.
Однако вернусь к самому балету, состоящему из двух актов и девяти картин. Его основная идея – прославление героической борьбы Джалолиддина Мангуберды за свою Родину, противостоящей силам зла, насилия, жестокости. В музыке балета, одного из лучших, на мой взгляд, произведений Рустама Абдуллаева, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: запоминающиеся образы, мощные массовые сцены с кордебалетом, хором, мимансом, своеобразная мелодика, в которой европейские черты искусно сплетены с восточными интонациями. Последнее композитор достигает сочетанием монодии восточных напевов с приемами развития западноевропейской музыки, с ее полифонией, оркестровкой, многообразием выразительных средств, полиритмией. Благодаря музыкальной драматургии, основанной на контрастах и непрерывному стремительному развитию, широкому использованию системы лейтмотивов, которые зачастую варьируются, балет можно назвать «хореографической симфонией», отличающейся внутренней цельностью, направленной на раскрытие основной идеи.
Отмечу открытия композитора и в области ритмики, создающей особую магию его музыке. Благодаря только простым повторам кратких, импульсивных мотивов, автор создает невиданное нагнетание энергии в «Военном лагере Хорезмийцев», «Лагере Чингизхана», «Поле битвы», где широко использованы ритмы маршей – героических, триумфальных, траурных.
Что касается основных лейтмотивов, то это, в первую очередь, тема Джалолиддина – маршевая, мужественная. Вместе с тем она богата по гамме психологических оттенков. В ней – суровость, сила, благородство вкупе со скорбным раздумьем и тревогой. Этой теме противопоставлена тема любви главного героя и его возлюбленной Гульбану – нежная, поэтичная вначале, она становится во втором проведении взволнованнее, напряженнее, воплощая взаимное излияние чувств в «Сцене в саду» (1 акт, 3 картина).
В спектакле выделяется исполнитель роли Джалолиддина Мангуберды Улугбек Олимов, подчеркнувший в своем герое силу, благородство, отвагу, волевую собранность и вместе с тем душевное целомудрие, мягкость, высокие лирические чувства. Так, запоминается весь его облик гордого духом отважного человека в «Военном лагере Хорезмийцев» (1 акт, 5 картина); или светлая одухотворенность Джалолиддина в сцене с родителями (1 акт, 4 картина); или гневно сверкающие глаза и отлично проводимый поединок в «Поле битвы» (2 акт, 3 картина).
Исполнительница роли Гульбану Ширин Власенко, создавшая образ возлюбленной Мангуберды, подкупает лирической чистотой, мягкой нежностью, гибкой пластичностью. Особенно выразительна и поэтична молодая балерина в «Сцене в саду».
Замечательно танцует партию Чингисхана Достон Тургунов, поразивший единством танцевального и актерского мастерства. От него прямо-таки летит искра. Нельзя не запомнить, его хищно агрессивных прыжков, включая невероятный трюк, когда Чингисхана стремительно возносят на канате под купол сцены театра, а зал ахает от силы этого эффекта. Перед зрителем предстает истинный злодей, поднявшийся до символа мирового зла.
Мощь, энергия, страсть, парящие силовые прыжки и головокружительные пируэты – это все как про друзей Мангуберды (Данияр Хисманов, Суннат Темиров), так и про воинов Чингисхана (Сардор Садинов и Асадбек Мадаминов).
Яркие, харизматичные образы создали Равшан Чарыев (Шаман) и Анастасия Кистанова (Колдунья), органично воплотившиеся в злодейское амплуа.
Самое хорошее впечатление оставили Замир Фазлутов (Мухаммад Шах), Мафтуна Хусниддинова (Айчичек Хатун), чьи образы привлекли своей достоверностью.
В спектакле ощущаются железная дисциплина, ритмическая четкость, точность пластической пантомимы. Запоминаются не только основные исполнители, но и второстепенные: Ситора Хисматова (сестренка Гульбану), Валерия Борси (подруга Гульбану), Тимур Юнусов (отец Гульбану, военноначальник Амин аль Малик), Екатерина Тихоновская (мать Гульбану).
Следует отметить и потрясающую постановку батальных сцен, в которых артисты «рубятся» на разрыв аорты настоящими железными саблями, эти динамичные картины сражений смотрятся, как в кино.
Народу на сцене много. В спектакле занято 170 человек: вся балетная труппа, артисты оперы, миманса, учащиеся Республиканской специализированной школы-интерната хореографии плюс хор (хормейстеры – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова). Про хор – не описка автора данных строк. Он занимает в балете немаловажное место, являясь тем огромным смысловым значением, которое композитор ему отводит. Мощные хоровые эпизоды органично вписались в спектакль. Такого рода замысел позволил получить новый синтез, при котором балет приобрел обостренную выразительность и очень сильное эмоциональное воздействие на зрителя, как и два вокализа, включенные в его партитуру. Оба вокальных номера требуют высокого профессионализма: первый, подобный скорбной молитве, проникновенно исполнили юные Фатима и Зухра Турсунбаевы, а второй, олицетворяющий Родину-мать, заслуженная артистка Узбекистана Маъсумахон Болтабоева.
В единстве с замыслом постановщика, отличающимся большим психологизмом, трагической напряженностью и оформление турецкого художника-постановщика Чеби Тайфуна, чья сценография рождала у зрителей немало эмоций. Яркий пример – впечатляющая сцена горного ущелья у реки Синд. Над созданием декораций работали главный художник театра Даврон Раджабов и Анора Бабаярова, а над оригинальными костюмами – Лобар Палванова.
Душевные переживания героев замечательно передает оркестр под управлением маэстро Дениса Власенко.
Премьера «Джалолиддина Мангуберды» – это большое и радостное событие в нашей музыкальной жизни. Спектакль получился ярким, зрелищным, со стремительно и напряженно развивающимся действием, лаконичной и четкой формой, широким использованием видеоряда, который помогает зрителям глубже прочувствовать ореол геройства Мангуберды и его войска, а также пережить подлинный трагизм, пронизывающий абдуллаевский балет, побуждающий сострадать и сопереживать.
Музыкальный руководитель постановки Денис Власенко, ассистент хореографа-постановщика балетмейстер Лале Балкан, репетиторы театра, словом, вся художественно-постановочная группа, тщательно подготовили новый балет с тремя составами исполнителей, обеспечив его высокий уровень и большой, заслуженный успех. Публика горячо принимала «Джалолиддина Мангуберды», устроив его создателям и исполнителям двадцатиминутную овацию.
Действительно, постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть, хотя бы один раз, особенно тем, кто интересуется нашей историей и любит балет. Удовольствие вам гарантировано!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Юрия Полянского.