Оценку последствий недавнего разрушительного землетрясения в Турции дали эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований. Полностью оно было опубликовано на сайте института.
Экономический потенциал пострадавших районов Турции
Всего в Турции от последствий землетрясения пострадало 10 провинций. Их вклад в ВВП страны оценивался в 2021 году в 9,3 процента. Доля этих же провинций в экспорте Турции – 8,5 процента, в импорте – 6,7 процента в прошлом году. Пострадавший регион — это важный центр торговли и промышленности Турции.
Кахраманмараш ежегодно производил 359 тысяч тонн пряжи и 138 миллионов метров тканого полотна, 122 тысячи тонн трикотажного полотна и 22,7 миллиона единиц готовой одежды, что для Турции составляло 27 процентов общего производства пряжи и 8 процентов производства тканей.
Газиантепа — это крупный торговый центр страны, откуда шло 4,5 процента экспорта (в 2022 году — 11,2 миллиарда долларов). В основном экспортировалась продукция следующих отраслей: цементной, текстильной, деревообрабатывающей, металлургической и машиностроительной.
Адыяман — это место добычи более 10 миллионов баррелей нефти ежегодно, что составляет 70 процентов добычи сырой нефти в Турции.
Эксперты отмечают, что экономический ущерб от землетрясения коснется не только пострадавших непосредственно от него провинций, но и других регионов Турции.
Прогноз влияния на экономику Узбекистана
Внешняя торговля
В прошлом году товарооборот между нашей страной и Турецкой республикой составлял 3,2 миллиарда долларов. На экспорт приходилось 1,5 миллиарда, а на импорт 1,7 миллиарда долларов.
Во внешней торговле Узбекистана на долю Турции приходилось 6,4 процента, и это был четвертый по величине внешнеторговый партнер.
Узбекистан экспортирует в Турцию в основном сырье — медь, хлопчатобумажную пряжу, цинк, пластмассы. Эксперты говорят о маловероятности влияния последствий землетрясения на эти виды экспорта. Напротив, для восстановления пострадавших провинций Турции как раз может потребоваться больше меди, цинка, пластмасс, алюминия, равно как и продуктов питания, произведенных в нашей стране.
Негативное влияние на экспорт вероятнее всего в отношении хлопчатобумажной пряжи, потому что Кахраманмараш как раз являлся одним из центром текстильной промышленности. Его разрушение может стать причиной дефицита, возрастания затрат, а также задержки поставок на отдельные виды продукции. Это приведет к перебоям в производственном цикле, а следом — к снижению спроса на сырье (хлопок и пряжу).
Импортируем мы из Турции в основном машины и оборудование, а еще — пластмассы, химическую продукцию, пигменты и фармацевтическую продукцию. С учетом того, как важен для текстильной промышленности нашей страны импорт красителей и готовых тканей из Турции, можно ожидать негативного влияния на текстильное производство из-за дефицита красителей и тканей. Следствием может стать подорожание текстильной продукции и негативное влияние на поставки сырья и готовой продукции.
Инвестиции
Турция много инвестирует в Узбекистан, особенно в последние три года. Но после землетрясения деньги понадобятся самой Турции на то, чтобы восстановить и реабилитировать пострадавшие регионы. В этой связи ожидается задержка в реализации текущих и запланированных инвестиционных проектов с участием Турции.
Трудовые мигранты и денежные переводы
Трудовые мигранты из Узбекистана, работающие в Турции, за период с 2017 по 2021 год присылали на родину в среднем по 196,9 миллиона долларов. В 2021 году доля Турции в общем объеме денежных переводов составляла уже 2,9 процента. Эксперты считают, что в результате землетрясения в Турции вырастут государственные расходы и резко возрастет инфляция, что не может не сказаться на доходах трудовых мигрантов, следовательно, нужно ждать сокращения денежных переводов из этой страны.
Влияние на ВВП Турции и Узбекистана
Эксперты из The Thomson Reuters Trust Principles предложили три варианта сценария оценки влияния землетрясения в Турции на ВВП этой страны.
Первый сценарий говорит, что стихийное бедствие сократит ВВП Турции в текущем году на 0,6 процентного пункта, и вместо ожидаемых 5 процентов будет 4,4. Второй сценарий предсказывает сокращение ВВП Турции на 1 процентный пункт, а третий — на 2 процентных пункта.
Влияние на ВВП Узбекистана при реализации первого сценария составит сокращение на 0,03 процентных пункта нашего ВВП, второго — на 0,05 процентного пункта, третьего — на 0,1 процентного пункта.
При этом в случае первого сценария чистый экспорт Узбекистана может снизиться на 0,103 процента, экспорт и импорт товаров — на 0,098 процента, услуг — на 0,021 процента.
При реализации второго сценария чистый экспорт нашей страны сократится на 0,172 процента, экспорт и импорт товаров — на 0,164 процента, услуг — на 0,035 процента.
Наиболее пессимистичный третий вариант развития событий приведет к сокращению экспорта и импорта товаров на 0,33 процента, услуг — на 0,07 процента.
Как изменения климата влияют на рост числа стихийных бедствий на планете
Землетрясения относятся к группе явлений повышенного риска для многих стран. Но изменения климата в первую очередь сказываются на учащении случаев гидрометеорологических угроз — засух, наводнений, аномальных температур.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) в своем прогнозе говорит о том, что в будущем катастрофические природные явления будут происходить еще чаще. По мнению этих экспертов, в ближайшее десятилетие потери и ущерб, которые понесут все регионы планеты в связи с изменением климата, будет увеличиваться. Также ими выявлено 127 видов негативных воздействий из-за изменения климата для экономик развивающихся стран. Некоторые виды этих воздействий уже приобрели необратимый характер. В частности, повышение температуры ведет к усилению экстремальных явлений — аномальной жары, засух и наводнений.
Климатические изменения носят глобальный характер, потому особую важность приобретают совместные усилия стран и их оперативное взаимодействие в рамках различных объединений и содружеств для ликвидации последствий негативных климатических явлений.