Сегодня девятый день, как нет с нами Мукаддас Нишановны Ризаевой – старейшего вокального педагога, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, обладателя ордена «Фидокорона хизматлари учун» и медали «Шухрат», профессора Государственной консерватории Узбекистана.
Известный педагог, человек огромной культуры и эрудиции, высокой требовательности к себе и другим, исключительного такта, она щедро делилась с молодыми музыкантами своим опытом и знаниями в области вокального исполнительского искусства, методики. Ее уход ударил болью, которую ощутили все те, кто хорошо ее знал. Еще 25 декабря родственники, коллеги, друзья, ученики поздравляли Мукаддас Нишановну с 97-летием, а через неделю, в первый день наступившего нового 2023 года, пришла печальная весть. К сожалению, мир так устроен, что в нем все когда-то рождается и в определенный час оставляет свой физический облик. Рождение, жизнь и смерть – звенья одной цепи. И жизнь человека – не исключение. Однако смириться с горькой и невосполнимой утратой одного из легендарных символов нашей консерватории, невероятно сложно.
Мукаддас Ризаева была прекрасным музыкантом и разносторонним человеком. Она родилась в Коканде в интеллигентной семье служащих, в которой царили гармония и взаимопонимание, любовь и верность, душевное тепло и благополучие, поддержка и опора всегда и во всем. Поэтому не удивительно, что родители юной Мукаддас не стали препятствовать дочери, когда она выбрала музыку и вокальное искусство, ставшие впоследствии ее профессией и призванием. А случилось это в четвертый период Второй мировой войны (1944 год) во время отборочного прослушивания молодых узбекских юношей и девушек на вокальный факультет Ташкентской консерватории, среди которых оказалась и старшая дочь Ризаевых. Несмотря на высокий конкурс, на нее обратили внимание профессора эвакуированной тогда в столицу Узбекистана Ленинградской консерватории.
И она попадает в класс грандиозной личности, певицы Императорского Мариинского театра, известного профессора Марии Исааковны Бриан, которая занималась с ней очень серьезно, не форсируя, постепенно развивая дыхание, усиливая репертуар, шаг за шагом, сформировав и ее артистическую личность. Впоследствии Мукаддас Нишановна часто с благодарностью будет говорить, что своим становлением и успехами в искусстве она, в первую очередь, обязана Марии Исааковне, давшей ей свою школу, творческие силы, опыт и знания. Безмерно благодарна была она и «мастеру камерного пения» Адольфу Бернгардовичу Меровичу, который не только раскрывал ей секреты камерного исполнительства, но и аккомпанировал в камерных вокальных концертах. Тепло вспоминала и свой творческий союз с такими выдающимися музыкантами, как профессор Арсений Николаевич Котляревский и доцент Юлия Семеновна Михайловская в тандеме с которыми Мукаддас Нишановна исполняла вокальные опусы Р.Шумана, Ф.Шуберта, М.Ашрафи, С.Юдакова, М.Бурханова.
Возвращаясь к студенческим годам Ризаевой, отмечу, что время было тяжелое, существовать было трудно, но будущая певица скрупулезно училась, постоянно занималась самообразованием, много читала. В результате она выучила немало партий, пополнивших ее исполнительский репертуар: Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского), Графиня и Сюзанна («Свадьба Фигаро» В.Моцарта), Маргарита («Фауст» Ш.Гуно), Ульяна Громова («Молодая гвардия» Ю.Мейтуса), Лейли («Лейли и Меджнун» Р.Глиэра и Т.Садыкова), Дилором («Дилором» М.Ашрафи), Гульчехра (музыкальная комедия «Аршин мал-алан» У.Габжибекова).
Вскоре молодая певица была дважды удостоена чести принять участие в Декаде культуры и искусства Узбекистана в Москве (1951, 1954 годы), успешно выступив на престижных сценах Большого театра, Большого зала Московской консерватории и других концертных площадках.
А свою трудовую деятельность Мукаддас Ризаева начала в 1952 году на сцене узбекского музыкально-драматического театра (ныне Узбекский Государственный музыкальный театр имени Мукими). Параллельно сотрудничала с композиторами Узбекистана, исполняя их камерные сочинения. Сегодня в «Золотом фонде» Узбекского радио хранятся записи романсов М.Ашрафи, С.Юдакова, Д.Закирова, М.Левиева в интерпретации Мукаддас Нишановны.
Казалось бы, все замечательно складывалось, однако артистической карьере она предпочла педагогическую деятельность. В своей альма-матер преподавала более шестидесяти лет, пройдя путь от преподавателя до профессора. Ризаева принадлежала к тому типу педагогов, которые стремились максимально выявить и развить в учениках творческую индивидуальность. Мукаддас Нишановна влюбляла своих студентов в профессию, учила, вдохновляла, но, самое главное, верила в каждого из них. Занималась она живо, эмоционально, с литературными и музыкальными ассоциациями, учила своих подопечных внимательному отношению к слову, филигранности оттачивания каждой ноты, фразы, эмоции. У музыкантов принято называть своих педагогов творческими «мамами» и «папами». Профессор Ризаева в этом смысле – рекордсмен. Ее музыкальных детей, внуков и правнуков свыше ста человек. Она всегда относилась к своим студентам с огромной любовью и тактом, причем любила их такими, какими они были. Хвалила за успехи и хорошие поступки, а вот за плохие – журила.
Среди ее учеников – лауреаты различных вокальных конкурсов, в частности, В.Шашкова, З.Ильяева, М.Агничева, Ю.Васильева, А.Васильев, О.Абиякий, У.Семенова, А.Юдина (ныне солистка ГАБТ имени А.Навои), Д.Мирсадыкова (лауреат Государственной премии «Нихол») и другие. Многие из них уже давно передают следующим поколениям вокальную эстафету своего профессора, как, например, народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов, а другие являются солистами ведущих театров ближнего и дальнего зарубежья. Это сестры Абиякий, О.Гоцкевич и Е.Долгонова (США), В.Мошеев (Израиль), О.Медянова (Швеция), А.Гулон (Китай), заслуженная артистка России Ю.Васильева, О.Иванова и А.Васильев (Россия), заслуженная артистка Таджикистана З.Аминова, народный артист Таджикистана А.Салиев и Т.Игамова (Таджикистан) и другие певцы.
Следует упомянуть и деятельность Мукаддас Нишановны Ризаевой как педагога-методиста. Она принимала участие в научно-методических конференциях, посвященных вопросам вокального образования и вокального искусства, является автором ряда статей о педагогических методах и развития вокальных способностей. Ее перу принадлежат учебные пособия «Арии и романсы композиторов Узбекистана», «Становление молодого певца», «Вокальная лирика Рустама Абдуллаева».
Огромна роль профессора Ризаевой и в жизни вокальной кафедры консерватории, которую она дважды возглавляла, параллельно занимаясь как общественной работой, так и просветительской деятельностью. Она была председателем профкома нашего музыкального вуза, руководила секцией Союза театральных деятелей Узбекистана, выступала на радио и телевидении, входила в состав жюри различных вокальных конкурсов, проводила в областях мастер-классы и прослушивания по выявлению талантливой молодежи для дальнейшего профессионального обучения. Ну а своих коллег она согревала любовью, высочайшей культурой общения, обаянием. В ней гармонично сочетались человеческая и женская красота, одухотворенность и искренняя преданность своей профессии.
Она любила рассказывать о себе и своих родных, о своих прекрасных учителях и учениках, о великих музыкантах, оказавших на нее огромное влияние. А в одной из статей, посвященных 85-летию Государственной консерватории Узбекистана, она написала: «В моей благодарной памяти навсегда останется просветитель, композитор, дирижер, общественный деятель, основатель дирижерской школы Узбекистана, ректор консерватории Мухтар Ашрафович Ашрафи. Он ценил профессионалов, верил, что талантливая молодежь может с честью представлять искусство Узбекистана на самых представительных сценах». Там же она призналась, что ее любовь к музыке передалась и ее дочерям: обе пианистки, профессора, работают в консерватории – старшая, Рамида Полатханова, заведуют кафедрой концертмейстерского мастерства, а младшая, Наргиза Полатханова, успешна на кафедре специального фортепиано. Таким образом, музыкальная династия Мукаддас Нишановны продолжилась в ее девочках, отчего она была безмерно счастлива.
Правительство отметило профессора Ризаеву рядом наград: «Отличник просвещения», «За доблестный труд», многочисленными грамотами Верховного Совета Узбекистана и Таджикистана, Министерства культуры Узбекистана, Министерства Высшего и среднего специального образования Узбекистана. Она прожила долгую жизнь, насыщенную трудом. И никогда не знала покоя: посвятив себя искусству, все время стремилась вперед, чтобы не идти назад. Такой мы ее и запомним…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива профессора Рауфа Кадырова.