Узбекистан с 2015 года реализует поставленные ООН цели в области устойчивого развития, которые являются глобальной повесткой дня на период до 2030 года.[1] К 2018 году было разработано 16 целей и 125 задач, относящихся к той же области.[2]
Глобальные Цели в области устойчивого развития (ЦУР) включают в себя 17 тесно связанных целей, которые должны быть решены человечеством до 2030 года. По мнению экспертов, для достижения тех же целей необходимо использовать все виды финансовых ресурсов.[3] Реализация ЦУР за счет одного государственного финансирования невозможна, и, согласно некоторым источникам, для достижения этих целей необходимо привлекать 500 миллиардов долларов США в год по всему миру с помощью агентств-доноров, а также многосторонних банков.[4]
Решение этих проблем и использование смешанного финансированиядля привлечения коммерческих средств для финансирования ЦУР может иметь важное значение для таких развивающихся стран, как Узбекистан.
При смешанном подходе к финансированию государственные и спонсорские фонды используются для снижения рисков проекта (гарантие и страхование рисков, техническая помощь при разработке и реализации проекта), а также для увеличения объема финансирования и снижения стоимости инвестиций (льготные кредиты, совместные фонды и софинансирование).
Смешанное финансирование относится к объединению государственных и частных фондов в рамках общей инвестиционной программы или сделки. В этом процессе стороны используют личный опыт в дополнении друг к другу. Следует отметить, что невысокое желание инвесторов вкладывать средства в новые рынки развивающихся стран объясняется наличием высоких рисков на тех же рынках. Обеспечение участия государства в этом процессе позволяет в определенном смысле снизить риски для инвесторов. В свою очередь, государство реализует цели устойчивого развития за счет финансирования важных социально значимых проектов. В качестве третьих лиц в этом процессе могут участвовать международные благотворительные фонды, крупные финансовые организации.
На сегодняшний день развивающимся странам удалось привлечь около 172 миллиардов долларов США инвестиций в Цели устойчивого развития с использованием смешанного финансирования. Тот факт, что динамика этих цифр увеличивается из года в год, подтверждает эффективность данного типа системы финансирования и доверия к ней.
Например, когда тайский предприниматель К. Ванди обратился к коммерческим кредиторам с предложением о финансировании строительства солнечной электростанции, они не решились вкладывать деньги в этот непроверенный рынок. В 2011 году Международная финансовая корпорация предоставила предпринимателю коммерческий кредит на общую сумму 8 миллионов долларов США, в том числе льготный кредит Климатический инвестиционный фонд на сумму 4 миллиона долларов США под низкую процентную ставку. В результате возросшего доверия к этой отрасли к 2015 году компания смогла привлечь дополнительно 800 миллионов долларов США средств частного сектора.
Несмотря на то, что в мире накоплен достаточный опыт смешанного финансирования, который является относительно новым инструментом финансирования, в нашей стране делаются первые шаги в этой области.
В последние годы Узбекистан рассматривает увеличение производства электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии как одну из приоритетных задач. Наша страна стремится к 2030 году удовлетворить 25% спроса на электроэнергию за счет “зеленых” источников энергии. Для этого предполагается довести мощность солнечных электростанций до 5 ГВт, а ветряных — до 3 ГВт.
Для реализации этих целей в 2019 году Правительством Республики Узбекистан с компанией Masdar из ОАЭ было подписано соглашение о строительстве солнечной электростанции мощностью 100 МВт в Навоийской области.[5] Компания «Navoiy Nur Solar» является первым крупным проектом по использованию возобновляемых источников энергии в стране. Портфель финансирования проекта собрал 20 миллионов долларов США, выделенных международной финансовой корпорацией (МФК), 20 миллионов долларов США из средств МФК и Канадского климатического фонда, а также 20 миллионов долларов США от АБР. Вместе с тем Всемирным банком АО “Национальные электрические сети Узбекистана” в качестве банковской гарантии при осуществлении платежей за электроэнергию были выделены средства в размере 5,1 миллионов долларов США.[6]
Еще один проект компании Masdar, «Shamol Zarafshon Energy», также является одним из первых проектов в этой области и предусматривает строительство ветряной электростанции мощностью 500 МВт. На этот проект также было выделено смешанное финансирование, такое как «Navoiy Nur Solar», в размере 42 миллионов долларов США, предоставленных Международной финансовой корпорацией, и 52 миллиона долларов США, предоставленных Японским агентством международного сотрудничества (JICA) и Голландским банком развития предпринимательства (FMO)[7]
Также ведется значительная работа по экологии и сокращению бедности, которые являются важными направлениями деятельности ЦУР. Например, созданный по инициативе Президента Республики Узбекистан многопрофильный трастовый фонд ООН по безопасности человека для Приаральского региона поддерживает экологически и социально значимые проекты, используя смешанные механизмы финансирования. Сегодня Европейский Союз оказал фонду финансовую помощь в размере 5 миллионов евро. Финляндия и Норвегия внесли по 1 миллиону евро каждый. Кроме того, финансовые ресурсы в виде смешанного финансирования были выделены Европейским инвестиционным банком в размере 125 миллионов евро и банком Kreditanstalt Fur Wiederaufbau (KfW, Германия) в размере 31,5 миллиона евро. Эти средства пойдут на обеспечение населения чистой питьевой водой и медицинскими услугами, а также на проекты поддержки предпринимательства.
Сегодня в нашей стране, как и во всем мире, актуальны вопросы защиты прав женщин и гендерного равенства. В целях повышения положения женщин в обществе, их всесторонней поддержки, широкого вовлечения в предпринимательскую деятельность Хамкорбанк запустил новую кредитную линию. Эти ссуды были сформированы за счет смешанного финансирования в размере 15 миллионов долларов США, предоставленного Международной финансовой корпорацией.[8] Предполагается, что эти средства пойдут на проекты, финансово поддерживающие представителей малого и среднего бизнеса, особенно женщин-предпринимателей.
Mожно сказать, что концепция смешанного финансирования, которая появилась не так давно, в течение короткого периода развивается в нашей стране быстрыми темпами и окупится в ближайшем будущем. Ведь этот инструмент финансирования отражает многосторонние интересы, служа Целям устойчивого развития.
Музафар Каримов, руководитель проекта ИПМИ
Ислом Худойбердиев, старший научный сотрудник ИПМИ
[1] https://sustainabledevelopment.un.org/memberstates/uzbekistan
[2] В связи с отсутствием выхода к морю, Узбекистан не утвердил Цель, связанную с защитой морской эконсистемы.
[3] ОЭСР (2021 г.), Руководство ОЭСР DAC по смешанному финансированию , Издательство ОЭСР, Париж, https://doi.org/10.1787/ded656b4-en
[4] https://ieg.worldbankgroup.org/blog/what-blended-finance-and-how-can-it-help-deliver-successful-high-impact-high-risk-projects
[5] https://masdar.ae/en/Masdar-Clean-Energy/Projects/100MW-Nur-Navoi-Solar-Project
[6] https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/23/solar/
[7] https://pressroom.ifc.org/all/pages/PressDetail.aspx?ID=27162
[8] https://pressroom.ifc.org/all/pages/PressDetail.aspx?ID=27101