«Мне очень нравится орган, но работа с ним требует большой отдачи, всего тебя, многочасовых репетиций, огромного труда. Труднее всего выступать с оркестром, потому что это, прежде всего, сложность в регистровке. Но и сольные концерты требуют серьёзной подготовки. Практически всё время я отдаю органу – он для меня значит очень многое. Это моя жизнь!» – призналась в одном из интервью наша гостья из Казахстана Салтанат Абильханова, которая на днях с успехом выступила в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана, щедро подарив поклонникам своего исполнительского таланта интересную концертную программу.
Звучание органа под её пальцами пробирало до мурашек, настолько оно было возвышенным и таинственным. Его завораживающие звуки очаровали всех, кто пришёл в тот вечер услышать вживую «короля инструментов», ставшим в тот вечер властелином их душ.
В зале, заполненном профессионалами и любителями музыки, прозвучали произведения И.К. Керля, Г.Г. Нивера, Г. Бёма, И.Л.Кребса, Д. Букстехуде, И.С. Баха, М. Регера, ставшие мировой классикой. Регистровка этих опусов позволила Абильхановой продемонстрировать все тембровые богатства органа и свои исполнительские достоинства — от нежной кантилены до мощных аккордовых пластов и виртуозных пассажей.
Впрочем, позвольте, любезный читатель, поближе познакомить вас с нашей гостьей.
Итак, Салтанат Абильханова – первая казахстанская органистка, получившая фундаментальное европейское образование в Германии. Она окончила Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы классы профессоров Н.Измайловой (фортепиано) и Г.Несипбаева (орган). Затем прошла стажировку в Высшей школе музыки и театра имени Ф. Мендельсона-Бартольди в немецком Лейпциге. Принимала участие в мастер-классах таких выдающихся органистов, профессоров, как Мартин Зандер и Вольфганг Церер (Германия), Михаэль Рэдулеску (Австрия), Вольфганг Рюбзам (США) и другие.
Думаю, не только талант и желание нашей гостьи быть лучшей сыграли благостную роль в её профессиональном становлении, но, безусловно, и встреча с прекрасными и выдающимися педагогами, повлиявшими на ход её развития и становления. С ними ей невероятно повезло. Ни для кого не секрет, как важно получить в своей профессии хорошую базу, школу. Поэтому не случайно, а закономерно Салтанат Абильханова стала лауреатом престижных конкурсов, и впоследствии завоевала международное признание.
Сегодня она ведёт интенсивную концертную деятельность, которая неразрывно связана с музыкальной жизнью Казахстана, выступая с сольными программами, в составе камерных ансамблей, а также с оркестром. Учитывая, что в Казахстане сегодня звучат учебные, концертные и церковные органы, Салтанат Абильханова играет на всех них. В своём творчестве исполнительница развивает традиции как восточной, так и западной культур. Её концерты с успехом проходят не только в Казахстане, но и за его пределами – в России, Германии, Испании, Финляндии, Эстонии, Словакии, Узбекистане, Кыргыстане и других странах.
Свою концертную деятельность Салтанат Абильханова успешно совмещает с педагогической в Казахском Национальном Университете Искусств, являясь доцентом кафедры фортепиано и органа. Она по праву имеет заслуженные награды Отличника Культуры и Почетного работника образования Республики Казахстан, а также отмечена почётными грамотами и благодарственными письмами от Министерства культуры и спорта РК, от организаторов различных фестивалей, конкурсов, концертов. Много времени Салтанат Аябековна проводит со своими студентами, обучая их азам профессии и секретам игры на органе, являющимся невероятно сложным клавишно-духовым инструментом. Профессионалы знают, что для этого необходима не только хорошая координация – одновременно играть руками и ногами, но и умение слушать звуковое многоголосие. Для доцента Абильхановой существует единственный критерий в отношении к своим ученикам – талант и их усердие, честный и добросовестный труд.
А ещё она старается вывозить своих подопечных в Лейпцигскую органную академию, чтобы они могли соприкоснуться с атмосферой, где жил и творил великий Бах. В течение нескольких недель они проходят интенсивные мастер-классы, на которых своим опытом делятся пятнадцать мастеров из разных стран мира. «Мэтры представляют им интересный репертуар, – говорит органистка, – включающий произведения разных стилей и эпох, а также импровизацию на органе. Таким образом, начинающие музыканты понимают всё богатство звучания этого монументального инструмента, который требует большой отдачи, ежедневных многочасовых репетиций и оттачивания исполнительского мастерства».
Помимо этого, у воспитанников Салтанат Аябековны есть в этом учебном проекте возможность выступать в его концертах. И она, как концертирующая органистка, очень хорошо понимает как это чрезвычайно важно для них, ведь музыка должна передавать эмоции от исполнителя к слушателю. Сама же Абильханова играет много. И музыку она ощущает по-настоящему. Так, на прошедшем концерте, созданные ею интерпретации произведений композиторов как прошлых столетий, так и современников звучали по-особому. Она предстала перед узбекистанцами великолепным и темпераментным музыкантом, изысканным виртуозом, владеющим всеми техническими правилами.
Незабываемым останется её исполнение Сюиты 3 тона Г.Г.Нивера, которая предстала во всем богатстве своего тембрового наряда. Невероятно легко, естественно и свободно играла органистка Хоральную прелюдию на тему «Отче наш…» Г. Бёма. Исполнительская манера Салтанат Абильхановой отличалась огромной внутренней энергией, живым чувством времени и стилистической чуткостью и в Трио (до минор, соч.473) И.Л. Кребса, и в Магнификате (соч.203) Д. Букстехуде. Поразила она и масштабом своего мышления, глубиной проникновения в содержание произведений великого Иоганна Себастьяна Баха (Три хоральные фантазии из лейпцигских манускриптов на тему «Гряди, Спаситель народов» и трехчастный Концерт ре минор), музыкальная ткань которых как будто бы дышала, поражая своей рельефностью.
Профессионалов трудно чем-нибудь удивить, но яркое исполнение первой части Органной симфонии молодого, талантливого казахского композитора Армана Жайыма явилось кульминацией вечера, взорвавшей переполненный зал. Впервые прозвучавшая на ташкентской сцене, она поразила своим совершенством, невероятной энергией. В воображении возникали ассоциативные картины нереального космоса – красивого и многогранного. Звуки органа, торжественные и мощные, постепенно заполнили весь простор Органного зала.
Слушатели долго не хотели расставаться с артисткой, требуя биса, и Салтанат Абильханова в благодарность за восторженный приём вознаградила их «Канонадой» К.Бальбатра, исполненной с невероятным азартом. Представленная программа прозвучала цельно, эмоционально, насыщенно и ярко. А неотразимое сценическое обаяние казахстанской органистки, её потрясающая энергетика, неподдельная искренность исполнения надолго останутся в памяти узбекистанских слушателей, как и её мастер-класс, который она провела накануне своего выступления со студентами Государственной консерватории Узбекистана (класс заслуженного наставника молодёжи Республики Узбекистан, заведующей кафедрой Межфакультетского фортепиано, доцента М.Т. Аминовой).
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета
Не поняла, а где текст о генерал-губернаторе Вревском? Вообще-то хотелось сердечно поблагодарить редакцию за интереснейшие исторические публикации. Пожалуйста, продолжайте это делать!
https://nuz.uz/kolumnisty/1258349-vnuk-brilliantovogo-knyazya-baron-vrevskij-glava-pyataya.html
Спасибо большое!