back to top
2.1 C
Узбекистан
Четверг, 16 января, 2025

«Метелица»: высший класс исполнительского мастерства

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,190ПодписчикиПодписаться

На днях на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана бушевал непередаваемый накал страстей – обработки классической музыки, русские народные песни, опусы композиторов ХХ и ХХI веков в блестящем исполнении солистов и Государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста Российской Федерации Игоря Тонина. Гости из Санкт-Петербурга сразу настроили узбекистанцев на свою волну, подарив им необыкновенный  по накалу чувств и позитиву концерт, вызвавший в ответ восторг и фейерверк положительных эмоций. В зале, который собрал публику самых разных  возрастов: и старшее поколение, и многочисленную молодежь, и детей, как никогда царила теплая атмосфера, пронизанная хорошим настроением. Два отделения концерта прошли на одном дыхании и артистов, и слушателей, не скупившихся на эмоции и аплодисменты.

Оно и понятно, ведь «Метелица» является одним из самых ярких и виртуозных национальных коллективов России, который по праву считают музыкальной «визитной карточкой» Ленинградской области. В 2024 году оркестр отметит свое 35-летие. В нем собраны лучшие традиции и передовые профессиональные достижения в области исполнительства на национальных инструментах. В этом немалая заслуга  его основателя Игоря Тонина – яркого представителя художественной интеллигенции, высокопрофессионального музыканта-инструменталиста и дирижера, который с детства испытывал интерес к музыке, импровизации, интересовался разными инструментами и играл в оркестре русских народных инструментов. А играл Тонин на мелофоне, аккордеоне, балалайке. Позже освоил бас-балалайку и контрабас. Консерваторию он закончил по классу балалайки, а по дирижированию   учился у замечательного Альгирдаса Паулавичюса – российского дирижера, композитора, музыкального педагога и музыканта-мультиинструменталиста литовского происхождения.  Так что за плечами  у художественного руководителя «Метелицы» очень серьезная школа. Что касается репертуара этого многопрофильного оркестра, то он исполняет не только народную музыку, но и классику, и современную, и популярную, и русскую народную музыку, и джаз, и рок. Как отмечает критика, его настоящее искусство всегда вызывает сильные эмоции.

В одном из интервью Игорь Михайлович признался, что осознанно создавал музыкальный коллектив нового типа — оркестр солистов. Поэтому набор в него был очень серьезным. В итоге Тонин сплотил вокруг себя сложившихся музыкантов-профессионалов, как минимум, с высшим образованием, а у некоторых за плечами и аспирантура. Сегодня все они лауреаты многих международных конкурсов. Любой из оркестрантов имеет право заявить хотя бы один свой сольный номер, и если он принимается советом, то становится частью программы «Метелицы». В этом убедились все те, кто побывал на выступлении этого коллектива в Ташкенте: действительно, все его артисты высоко образованы музыкально, имеют очень хороший вкус и музыкальное чутье, умеют шутить на сцене и импровизировать. Программа «Метелицы» отличалась театральностью, построенной на диалоге солиста с оркестром. Каждый музыкант жил тем, что он делал на сцене, затрагивая самые сокровенные струны души каждого слушателя. И это ничем невозможно объяснить, это на уровне какого-то внутреннего ощущения. Домра, балалайка, баян, гусли звончатые – все это русские народные инструменты,  волнующие каждого по-своему. Как верно заметила моя коллега Фарида Сабитова, «это совсем другая музыкальная эстетика, это для нас так ново и интересно! Замечательный концерт, очень приятное послевкусие. Как хорошо, что я побывала на нем, зарядилась яркими эмоциями от замечательной музыки в исполнении очень непосредственных, раскованных музыкантов».

 

От программы публика была в восторге. Интерес представляли все номера без исключения. Петербуржцы показали свою национальную культуру, являющуюся частью мировой культуры. В каждом исполненном номере не было формального подхода, будь то замечательная Фантазия на тему популярной русской песни «Коробейники» В.Дителя, или проникновенный Ноктюрн  фа диез минор С.Рахманинова, прозвучавший легко и поэтично. А сюита «Три ямщицкие песни» В.Беляева, в  которой  слушатели узнали  такие популярные мелодии, как «Степь да  степь кругом», «Однозвучно гремит колокольчик» и «Запрягу я тройку борзых»,   была исполнена творчески свободно, с завидным исполнительским блеском. Оркестр покорил высоким техническим уровнем, темпераментностью, ансамблевой четкостью игры, яркой красочностью звучания. Причем  не только исполнением этих произведений, но и тонкостью нюансов, хорошим строем, выверенной фразировкой в «Гротеске и размышлении» Е.Тростянского, импровизации на тему песни Матвея Блантера «Катюша» Е.Желинского, концертными   вариациями на тему песни «Валенки» А.Шалова, после которых зал взрывался аплодисментами и восторженными «браво». А для известной зажигательной пьесы «Пустячок» американского композитора Л.Андерсена оркестранты под управлением И.Тонина нашли новые краски и новые эмоции. Особенно впечатлило звучание струнных групп оркестра: домры и балалайки звучали мягко, без треска. Такое бережное отношение к звуку и исполняемой музыке – безусловно, заслуга руководителя коллектива. Игорь Тонин тонкий и чуткий музыкант, умеющий добиваться нужного звучания. Он довел мастерство своих оркестрантов до совершенства, создав, таким образом, оркестр виртуозов.

Горячо принимали слушатели и солистов «Метелицы». Так, Андрей Кузьминов очень тонко передал синкопированный ритм, с твердостью резца прочерчивающий линию развития от начала до конца третью часть «Опалового концерта» Р.Гальяно – ученика и друга А.Пьяццоллы. Это замечательное  произведение  сразу же заставило зал проникнуться красотой  интонаций музыки французского композитора и рельефностью исполнения солиста, подчеркнутой терпкими звучностями синкопированных аккордов.

Блестяще выступила певица Елена Курская, исполнившая в первом отделении обрядовую свадебную песню «Рыбушка-стерлядушка» и популярную «Московскую кадриль», а во втором – «Комарики, комарочки мои» и «Утушка луговая». Слушатели по достоинству оценили ее красивый, глубокий, звонкий голос, эмоциональную манеру исполнения и артистизм. Зал принимал каждое ее выступление горячими  аплодисментами.

Незабываемое впечатление оставила в качестве солистки Любовь Саматова, покорив глубоко прочувствованным исполнением второй части Концерта для гуслей звончатых с оркестром К.Шаханова.

Отдельных слов заслуживает «Тустеп» А.Цыганкова, в котором замечательно солировала домристка Анна Федорченко, сумевшая достаточно ярко донести до слушателей  яркое содержание этого опуса.

Органично вписалась в концертную программу наша землячка Ася Давыдова, ныне проживающая в Австрии, чья карьера насчитывает множество  успешных выступлений на самых престижных оперных   сценах мира. Она всегда с радостью выступает на родине. В ее исполнении прозвучали: романс А.Даргомыжского «Ночной зефир», песня «Старой матери»   из известного цикла «Цыганские песни» и ария Русалки из одноименной оперы А.Дворжака, а также романсы узбекских композиторов М.Ашрафи («Кашмирда») и Х.Рахимова («Севемли ёрим»).

Эффектным был заключительный аккорд  выступления  петербуржцев – исполнение «Рассыпухи» В.Гридина. Это был тот момент, о котором говорят, что сердца исполнителей и слушателей слились воедино. Маэстро Тонину  удалось объединить их в одном порыве, став единым целым  с публикой. Несмотря на то, что Игорь Михайлович стоял к ней спиной, уверена, он чувствовал энергетику зала всеми фибрами своей тонкой души, как и его виртуозные солисты Андрей Кузьминов и Михаил Шусталов, ну и, конечно же, оркестранты. И это было видно по лицам слушателей, их улыбкам, по блеску  глаз, в которых светились радость и восторг.

Известно, главное предназначение музыки – делать мир лучше. Она несет в него добро и справедливость, романтизм и божественность, яркую энергию и первозданную свежесть, новизну. Все это имело место на концерте наших гостей, исполнявших самую разную музыку, зажигавшую искры добра и любви в сердцах слушателей, которые в финале стоя аплодировали  артистам за  прекрасный вечер и очень яркие впечатления.

Поблагодарим их еще раз за высокий профессионализм, мастерство исполнения, оригинальный творческий подход, подаренные эмоции с пожеланием творческого долголетия, вечной популярности и новых ярких успехов! Впереди у коллектива концерты в других городах гостеприимного Узбекистана – Самарканде, Карши и Шахрисабзе. Этот гастрольный тур «Метелица» проводит в рамках года народного искусства и нематериального наследия народов России и приурочен к завершению Международного десятилетия сближения культур под эгидой ООН.

Отдельные слова благодарности за этот грандиозный праздник народно-инструментального искусства хочется выразить организаторам  концерта: председателю комитета по культуре и туризму Ленинградской области Е.В.Чайковскому, губернатору Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, директору по развитию Н.А.Митиной,  а также министерству культуры Республики Узбекистан, руководству Государственной консерватории Узбекистана и Музыкального театра-студии.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото: Фарида Сабитова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Ядерное топливо, которое может изменить мир

Как атомные технологии четвертого поколения могут изменить будущее энергетики. Пока гиганты атомной отрасли охотятся по всему миру за природным ураном,...

Больше похожих статей