Информационная служба Сената Олий Мажлиса сообщает, что на 32-м пленарном заседании вниманию сенаторов был предложен закон РУз «Об электронной коммерции».
За последние пять лет в Узбекистане достигнуто увеличение объемов валового производства в сфере электронной коммерции в 48 раз, а товарооборот равен 1,1 триллиона сумов. Но действующий закон, принятый 7 лет назад, оказывает сдерживающее влияние на дальнейшее развитие этой сферы экономики.
Спрос на электронную коммерцию во всем мире поднялся еще и благодаря коронавирусной инфекции, во время пандемии онлайн-торговля существенно увеличила объемы товарооборота. И сейчас, после завершения пандемии, рост этот продолжается. К примеру, в 2020 году объемы электронных продаж выросли: в Китае на 24,9%, в Южной Корее – на 25,9%, в США – на 14% и в Сингапуре – на 11,7%. Тогда как наша страна показала практически рекордный прирост в 80%!
Действующее законодательство, как верно заметили сенаторы, не содержит в себе достаточные условия для развития данной сферы. В частности, там указаны не все субъекты электронной коммерции, есть нестыковки при практической реализации обмена документами, платежных механизмов и возврата товаров, приобретенных удаленно.
Нынешний закон «Об электронной коммерции» соответствует целям, заданным Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030». В нем установлен четкий порядок заключения электронных договоров. В частности, данный документ закрепляет юридическую силу электронных документов, требования к оферте и особенности хранения электронных документов, порядок осуществления сделок и условия заключения договоров в электронном виде.
Сенаторы отмечают, что практическое применение закона окажется весьма удобным. Так, например, Закон вводит систему депонирования денежных средств (эскроу), благодаря чему деньги сохраняются в платежной системе до полного удовлетворения условий покупателя, покупающего товар через интернет. Предусмотрены удобства и для самозанятых лиц – наряду с юридическими лицами они могут осуществлять свою деятельность в сфере электронной коммерции.
Ожидается, что благодаря новому закону уже скоро установятся прозрачные и открытые прямые договорные отношения между покупателями и продавцами, будет создана технологическая рыночная инфраструктура, которая будет соответствовать международным стандартам.
Закон был одобрен сенаторами.