Продвижение и реализация проектов строительства многовариантных транспортно-коммуникационных коридоров всегда являлся одним из центральных задач внешнеполитического курса Узбекистана. Особенно в последние годы особую актуальность приобрела задача продвижения транспортной взаимосвязанности на пространстве ШОС, куда входят фактически все ключевые внешнеполитические и экономические партнеры Узбекистана. Это прежде всего страны Центральной Азии, Россия, КНР, Индия и Пакистан, Иран, страны-наблюдатели и партнеры по диалогу ШОС, с которыми нас связывают тесные торгово-экономические, транспортные и инфраструктурные связи.
На сегодняшний день на страны ШОС приходится около 50% внешней торговли Узбекистана в общем объёме в $24,5 млрд. Для поддержания этой динамики на ближайшие годы разрабатывается План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли, подписание которого состоится в предстоящем Самаркандском саммите. Более того, в Узбекистане работает свыше 7,5 тысяч компаний с инвестициями из стран ШОС — более половины от общего числа фирм с иностранным участием.
Если посмотреть на саму организацию, то ШОС сегодня обладает колоссальным торгово-экономическим, инвестиционным, транспортно-транзитным потенциалом. Общий объем экономик государств — членов ШОС составляет около 20 триллионов долларов, что в 13 раз превышает показателей 2001 г. — когда Организация создавалась. Совокупный объем ВВП стран ШОС достиг 22% от общемирового показателя. К 2030 году эта цифра может увеличиться до 35—40%. К 2030 году рынок потребления только лишь в Индии может составить 6 триллиона долларов. Это 3-е место после США и КНР.
В условиях последствий пандемии, складывающейся непростой ситуации в глобальной экономике, диверсификации глобальных цепочек поставок создание новых международных железнодорожных и автомобильных коридоров в Евразии по направлениям Восток — Запад и Север — Юг приобретает стратегическое измерение.
В этой связи, продвигаемые в рамках председательства Узбекистана в ШОС в 2021-2022 гг. документы, принятие которых предусматривается по итогам Самаркандского саммита, включают концепции и программы по стимулированию внутрирегиональной торговли, промышленной кооперации и транспортной взаимосвязанности.
Отдельно следует выделить проекты Стратегии транспортной взаимосвязанности, Плана развития внутрирегиональной торговли и Программы инфраструктурного развития, принятие которых позволит ускорить создание разветвлённой сети коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг», соединяющих государства-члены организации, трансформировать Центральную Азию в перекрёсток трансконтинентальных транспортных коридоров на пространстве Евразии.
Важными проектами стратегического характера остаются строительство железных дорог Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар и Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Проект строительства железной дороги Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар уже получил широкую международную поддержку. Общая ориентировочная стоимость реализации проекта по предварительным данным составляет 4,6 миллиарда долларов США. Проект включает в себя строительство более 1,2 тысячи искусственных сооружений, в том числе 3 тоннелей, более 100 переездов и 336 мостов.
В рамках Самаркандского саммита намечается//ожидается подписание соглашения о строительстве 523-километровой железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, проект которой находился в разработке 25 лет. Железная дорога обеспечит кратчайший путь из Китая на рынки Ближнего Востока, Центральной и Восточной Европы. Новая железная дорога будет соединена с железнодорожной веткой, соединяющей Узбекистан с туркменским международным морским портом Туркменбаши на Каспийском море с дальнейшим выходом на Кавказ, в Турцию и Черное море через азербайджанский порт Баку или в Иран, Индию, Персидский залив и Восточную Африку через Международный транспортный коридор Север-Юг.
Обеспечение выхода к морским международным торговым путям будет иметь решающее значение для повышения конкурентоспособности экономик Центральной Азии. Более высокая торгово-транспортная связанность способствует региональной интеграции, снизит торговые издержки и увеличит объемы сбыта, содействуя экономическому росту, социальной интеграции и развитию.
Как показывают экономические исследования, страны Центральной Азии по уровню торгово-транспортной связанности значительно отстают от большинства стран с высокоразвитой логистикой. По данным Международного транспортного форума (МТФ), объединяющего 59 государств мира и интегрированного в структуру ОЭСР, перед центральноазиатскими странами открывается на 50% меньше экономических возможностей, чем перед развитыми странами, такими как Германия, США и др.
В целом, инициативы Узбекистана по развитию транспортной взаимосвязанности на пространстве ШОС, в том числе реализация трансафганских и центральноазиатских транспортных коридоров, выступают своевременным ответом на усиливающийся спрос на инфраструктурное развитие, которое рассматривается как фактор укрепления экономики. Проекты и инициативы Узбекистана по развитию взаимосвязанности носят стратегический характер, рассчитаны на решение комплексных задач обеспечения инклюзивного роста в странах ШОС через формирование благоприятных условий для развития торгово-экономических связей, роста взаимных инвестиций, развитие промышленной кооперации и цифровой экономики, туризма и т.д.
Зилола Юнусова,
начальник отдела Информационно-аналитического центра
международных отношений при МИД