Одним из важных пунктов встречи на предстоящем Самаркандском саммите ШОС станет вопрос расширения организации. Ожидается подписание Меморандума об обязательствах Ирана, что откроет стране прямой путь к членству в Организации.
Иран является одним из крупных государств на Ближнем и Среднем Востоке — регионе глобальной геостратегической и геоэкономической значимости. Страна всегда была естественным мостом между арабами, афганцами, турками, пакистанцами, азербайджанцами, армянами и туркменами.
Республика по площади занимает 17 место в мире; в ней проживает около 85,5 млн человек.
Авторитет Ирана в мире возрастает с каждым годом. Прежде всего, это связано с его ролью в мировой добыче углеводородного сырья, ставшего важнейшим стратегическим ресурсом в прошлом веке и значимость которого в нынешнем — только возросла. По данным British Petroleum, ИРИ занимает 2-е место в мире (после России) по запасам природного газа, 4-е по доказанным запасам нефти и 7 место по её добыче.
На сегодняшний день Иран установил взаимоотношения со многими государствами мира. При этом Центральноазиатское направление в его внешней политике является одним из ключевых.
Современная политика Ирана в Центральной Азии основана на идее культурной общности региона. По мнению Тегерана, этому также способствуют не только взаимосвязанное древнее историческое прошлое, но и общие границы, а также новые торгово-экономические связи со странами ШОС.
Тегеран получил статус наблюдателя в ШОС ещё в 2005 г. одновременно с Нью-Дели и Исламабадом. Решение о начале процедуры приёма Ирана в Организацию в качестве 9-го полноправного члена, одобренное в сентябре 2021 г. лидерами государств на Душанбинском саммите, способствовало значительному укреплению её потенциала и открыло новые перспективы для продвижения интересов Узбекистана и стран Центральной Азии на иранском направлении.
Членство Тегерана в ШОС открывает возможности для более тесного сотрудничества в области региональной безопасности, в т.ч. и по Афганистану, поскольку этот вопрос стоит на повестке дня у большинства стран Организации. Стабильность в Афганистане — общая цель его непосредственных соседей, включая Иран. Именно Иран, наряду с Пакистаном, принял наибольшее количество афганских беженцев.
Прошлогодние соглашения между Тегераном и Пекином означают дальнейшее вовлечение Ирана в китайскую инициативу «Пояса и Пути», призванную связать Китай с портами Чёрного моря и Ближним Востоком. В этом контексте значение Ирана весьма значимо для эффективного функционирования «Шёлкового пути XXI века».
Для Узбекистана вступление Ирана в ШОС открывает новые перспективы взаимовыгодного партнёрства. В случае практической активизации институциональных механизмов сотрудничества реально увеличение объёмов двусторонней торговли, реализация новых проектов кооперации в промышленности, эффективное использование транзитного потенциала двух государств и продвижение программ культурно-гуманитарного обмена.
Выстраивая конструктивные отношения с ИРИ, Узбекистан, как и другие страны ЦА, получит доступ к иранскому коридору, ведущему к международным морским коммуникациям: портам Бендер-Аббас и Чахбахар, что открывает новые перспективы для дальнейшего расширения торгово-экономических связей и оптимизации логистических маршрутов.
Аналитики отмечают, что полноценное вовлечение Ирана в деятельность ШОС полностью соответствует её уставным целям, отвечает интересам всех участников этого макрорегионального объединения и придаст значительный импульс взаимовыгодному сотрудничеству.
Анвар Салихбаев, ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии