Такую точку зрения высказал первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов, выступая на «круглом столе» на тему «Конституционная реформа: основа обеспечения верховенства права, безопасности, развития свободного и справедливого гражданского общества».
В мероприятии, организованном в Брюссельском пресс-клубе при поддержке посольства нашей страны, приняли участие представители Европарламента, Комиссии ЕС, правительства и МИД Королевства Бельгии, эксперты ведущих мозговых центров, СМИ страны-пребывания, а также делегация Узбекистана во главе с исполняющим обязанности министра иностранных дел Владимиром Норовым.
Говоря о таком важном аспекте конституционной реформы, как дальнейшее укрепление основ гражданского общества, повышение его роли и расширение участия его институтов в строительстве Нового Узбекистана, А.Неъматов подчеркнул, что главной целью конституционной реформы является построение гуманного, демократического, правового, социального и светского государства, формирование открытого и справедливого гражданского общества.
С его слов, новая конституция призвана придать устойчивый и необратимый характер начатому Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым в 2016 году процессу фундаментальной трансформации системы государственного и общественного управления, несущей конструкцией которого выступает обеспечение уважения, соблюдения и защиты чести и достоинства граждан, неотчуждаемых и неприкосновенных прав и свобод человека.
Достижение этой амбициозной цели, считает А.Неъматов, – это сложный процесс, работа не одного дня и требует консолидации усилий всего народа Узбекистана, тесного взаимодействия государственных органов и гражданского общества.
По сути, как отметил представитель ИСМИ, конституционная реформа должна коренным образом изменить парадигму мышления и принципы деятельности в системе государственного и общественного управления, поставить в основу взаимоотношений в Новом Узбекистане вместо принципа «государство-общество-человек» постулат «человек-общество-государство».
Именно поэтому, по мнению А.Неъматова, в новом проекте Конституции значительно укрепляются права и свободы личности, существенно усовершенствуются конституционно-правовые основы народовластия и гражданского общества, повышается ответственность и подотчётность деятельности власти перед обществом.
В частности, первый заместитель директора ИСМИ обратил внимание на то, что уже в проекте преамбулы Конституции впервые закрепляется стремление народа Узбекистана построить открытое, гармоничное и справедливое гражданское общество. При этом впервые употребляется термин «гражданское общество», вводится отдельный раздел, посвящённый его институтам, определяется, что политические партии, профсоюзы, общественные фонды, иные неправительственные организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации составляют основу гражданского общества и определяют его содержание.
Более того указано, что впервые закрепляется конституционно-правовая обязанность государства принимать меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивать их участие в разработке и реализации социально-экономических программ, развивать социальное партнёрство государственных органов и институтов гражданского общества, гарантировать осуществление общественного контроля.
Все это, выразил уверенность А.Неъматов, придаст мощный импульс демократизации и модернизации страны, активному участию граждан в этом процессе, обеспечит инклюзивность, прозрачность и эффективность проводимых реформ, в конечном итоге заложит прочный фундамент для начала исторически нового этапа государственного и общественно строительства в Узбекистане, обеспечивающего его поступательное и устойчивое развитие.
В ходе «круглого стола» отмечалось, что в процессе всенародного обсуждения, которое длилось с 25 июня по 1 августа текущего года, по проекту конституции поступило свыше 150 тысяч предложений, 67 процентов из которых были внесены молодыми людьми до 30 лет. Подчеркивалось активное участие в обсуждении наших соотечественников в Казахстане, России, Турции, Южной Корее, Германии и других госдуарствах, от которых поступили сотни предложений.
Констатировалось, что конституционная реформа осуществлялась в условиях открытого, гласного и свободного публичного обсуждения, мнения и предложения общественности, интересы всех слоев населения страны, зарубежных экспертов учитывались при внесении поправок и дополнений.
В частности, в целях всестороннего учёта современных тенденций в сфере развития конституционализма, обеспечения соответствия нового Основного закона общепризнанным международно-правовым нормам изучены основные международные стандарты, передовой зарубежный опыт, в частности конституции свыше ста стран мира, включая европейские, азиатские государства, США, из которых более 20 были приняты за последние пять лет. Также были организованы аналогичные «круглые столы» в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Варшаве, Женеве, Москве, Пекине, Сеуле, Токио, Нью-Дели и других столицах государств-партнёров, в ходе которых были доведены суть и значение конституционной реформы, получены конструктивные предложения ведущих международных экспертов.