В последние неделю-две в средствах массовой информации стран СНГ широко разошлась информация о том, что Россия лишилась пальмы первенства по производству легковых автомобилей среди стран Содружества, и уступила первое место Узбекистану.
Поначалу к этой новости многие отнеслись несерьезно, как к какому-то курьёзу, да и поверили в такое развитие событий далеко не все эксперты и не сразу. Но потом, когда первая волна удивления и недоверия схлынула, начались жаркие споры и дискуссии: Какие данные считать, какие не считать? Считать ли за полгода, или только за второй квартал? Считать ли производство во всей стране или по отдельным компаниям и автозаводам? Но, как бы там ни было, но похоже, что 2022 год уже стал переломным и для авторынка СНГ, и для автопрома Узбекистана.
Что способствовало этому? Во-первых, решение президента страны Шавката Мирзиёев снизить пошлины на импорт автомобилей иностранного производства (с 30 до 15%), что постепенно позволяет насыщать узбекский рынок (хотя это и небыстрый процесс). Во-вторых, с середины года национальный автопроизводитель — компания «UzAuto Motors» — на своем заводе в Асаке начала собирать первую модель на новейшей модульной платформе GM GEM (Global Emerging Markets) — компактный кроссовер Chevrolet Tracker.
Реализуемая с 2019 года программа по комплексной модернизации «UzAuto Motors» уже превратила компанию в одного из крупнейших производителей легковых автомобилей на территории СНГ. За первые полгода удалось произвести рекордных 160 тысяч машин. A освоение платформы GM GEM с глубокой локализацией, включающей производство кузовов, двигателей, элементов привода, тормозных систем, фар, стёкол и т.д. придает импульс всей экономике страны, позволяет нарастить выпуск продукции обрабатывающих отраслей и создать дополнительные рабочие места, что для Узбекистана с его высокой положительной динамикой роста численности населения, особенно важно.
Ни одна автомобильная компания ни в России в частности, ни в целом СНГ, в настоящее время не производит настолько современной платформы для массовых автомобилей, какой является GM GEM. Это шасси было разработано инженерным центром PATAC совместного предприятия General Motors и китайского концерна SAIC, создание платформы потребовало вложений в размере 5 млрд долларов. В этой агрегатной базе изначально заложена возможность использования последних технологических достижений в автомобилях — таких, как автоматическое экстренное торможение, цифровой щиток приборов или продвинутая медиа система с возможностью дистанционного управления функциями через смартфон. Узбекистан стал лишь третьей страной мира, где налажено производство автомобилей на основе GM GEM.
Помимо Chevrolet Tracker, в Асаке в начале следующего года стартует промышленное производство компактного седана Chevrolet Onix второго поколения на этом шасси. И первые автомобили в рамках партии PPV (пред-продакшн) уже увидели свет. Совсем скоро стартуют продажи Chevrolet Tracker, и узбекистанцы на личном опыте смогут оценить все преимущества модульной платформы GM GEM. Хотя многие автолюбители традиционно предпочитают седаны и ждут именно ONIX.
А что толку в салонах Узбекистана как нет и огромные очереди чему радоваться.