13 августа в шоуруме YAMAHA TASHKENT состоялся концерт лауреата международных конкурсов, солиста Санкт-Петербургского Дома музыки Алексея ВОВЧЕНКО. Публике были представлены сочинения композиторов разных национальных школ и эпох, которые, без преувеличения, являются «жемчужинами» кларнетового репертуара.
Кларнетист А.Вовченко считается одним из ярких представителей молодого поколения в российской музыкальной культуре.
Он родился в Ташкенте в 1993 году в музыкальной семье. Его мама Гелена Ивановна Вовченко – пианистка, известный педагог, долгое время возглавляла отдел специального фортепиано в Республиканской специализированной школе-интернате искусств Академии художеств Узбекистана. Она сыграла огромную роль в профессиональном становлении своего сына. Как в шутку говорит Алексей: «С детства помню только один мамин вопрос – ты сегодня занимался? Кстати, слышу его и сейчас. Так что расслабляться не получается».
Заниматься музыкой А.Вовченко начал в Республиканской специализированной музыкальной школе имени В.А.Успенского в классе известного отечественного кларнетиста, профессора Государственной консерватории Узбекистана Б.Салихова. После переезда семьи в Ростов-на-Дону продолжил занятия в специальной музыкальной школе при Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова. А в 2008 году талантливого юного кларнетиста приняли в 8 класс Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Еще будучи учеником прославленной ЦМШ, в 2011 году Алексей стал лауреатом 45-го Международного конкурса юных музыкантов «Concertino Praha» в Чехии.
В 2012-2017 годах А.Вовченко учился в Московской консерватории, а после два года – в аспирантуре при МГК им.П.И.Чайковского в классе профессора Е.А.Петрова. Учебу он сочетал с активной концертной деятельностью и участием в различных международных фестивалях и конкурсах. К настоящему моменту в послужном списке Алексея – участие в нескольких международных конкурсах, в том числе 1 премия на VIII Международном конкурсе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского для исполнителей на духовых инструментах (2016) и IV премия на IV Международном конкурсе кларнетистов в городе Генте (Бельгия, 2017), а также статус постоянного участника международных фестивалей «Притяжение» (Москва) и «Folia Musica» (Льеж, Бельгия).
С большим воодушевлением А.Вовченко занимается педагогической деятельностью. Он – преподаватель класса кларнета в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф.Шопена, ассистент в классе профессора Е.А.Петрова в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, а также в Государственной классической Академии (ГКА) имени Маймонида.
Концерт открыла Соната для кларнета и фортепиано №1 фа-минор великого немецкого композитора И.Брамса. Это сочинение было написано в 1894 году и посвящено замечательному кларнетисту Рихарду Мюльфельду. Интересна история его создания, поскольку за четыре года до этого Иоганнес Брамс решил, что он больше не будет сочинять музыку и уходит на покой. Но весной 1891 года композитор отправился в Майнинген на фестиваль искусств и был очарован выступлением Р.Мюльфельда. С того времени музыканты стали друзьями, и Брамс создал ряд произведений с участием кларнета, в число которых вошли две сонаты для кларнета и фортепиано.
Четырехчастная Фа-минорная соната воплотила эталонные черты позднего периода гениального Мастера – идеальный баланс тончайшей лирики, пасторальности и жанровости, мелодическая красота, полифоническая изысканность и, одновременно, гармоническая простота. И это раскрыли в своем выступлении Алексей Вовченко и лауреат международных конкурсов Нилуфар Сабитова, исполнившая партию фортепиано.
Блестяще было сыграно Алексеем Вовченко одно из первых в истории музыки сольных произведений для кларнета – Этюд №1 Гаэтано Доницетти. Великий итальянский оперный композитор написал его в 1821 году. Это сочинение считается одним из самых сложных и «коварных» в репертуаре кларнетистов, и не каждый музыкант решается на его исполнение.
Настоящим открытием стали прозвучавшие произведения известного венгерского кларнетиста, педагога и композитора Белы Ковача (1937-2021). Для своих студентов в 1993 году он написал цикл «Посвящения» для кларнета соло. Каждая пьеса посвящена тому или иному композитору – Паганини, Шостаковичу, Баху, Дебюсси, Штраусу и многим другим. Со временем задуманный автором как учебный материал, этот цикл получил самостоятельную жизнь на концертной эстраде.
Для этого концерта Алексей выбрал «Посвящения» И.С. Баху, Р.Штраусу и М. де Фалья. По его признанию, эти пьесы ему наиболее близки. Отметим, что выбор этот свидетельствует о широком диапазоне творческих интересов музыканта, а исполнение – о тонком понимании стиля каждого из названных столь разных композиторов.
В заключение великолепно было исполнено «Конкурсное соло ор.10» для кларнета и фортепиано французского композитора и дирижера Анри Рабо (1873-1949). Оно было написано специально для международного конкурса кларнетистов в Париже в 1901 году и долгое время входило в число обязательных произведений для этого творческого состязания. Это виртуозное сочинение феерично завершило концерт.
«Люблю играть в Ташкенте, — сказал Алексей Вовченко, — и обязательно планирую выступления в каждый свой приезд. Так, в январе 2020 года мне удалось провести мастер-класс в школе Успенского и выступить с концертами. В этот раз я играл с особым чувством, потому что концерт состоялся в день моего рождения в моем родном городе. И невероятно важным считаю то, что культурные связи между нашими странами расширяются, ведь это вдохновляет строить новые планы и создавать новые творческие проекты».
Татьяна Петренко, музыковед
Фото: из архива А.Вовченко