Госкомстат недавно обновил данные по населению страны, количество которого превысило 35 миллионов человек. Эту цифру можно рассматривать как человеческий капитал, который ценен не менее золота, серебра, нефти и любых других природных ресурсов, которые принято считать отражением благополучия страны. Люди все же главное богатство государства.
Однако тут же может возникнуть вопрос – что создано для того, чтобы каждый гражданин мог реализовать свой потенциал, найти работу, обучаться выбранной профессии. В Узбекистане есть проблемы, которые требуют как оперативного, так и долгосрочного решения.
К примеру, в национальных целях устойчивого развития поставлена задача к 2030 году сократить уровень малообеспеченности в 2 раза и искоренить уровень крайней малообеспеченности, поддерживать рост доходов наименее обеспеченных 40% населения. Кроме того, в Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года запланировано на втором этапе реформ (до 2025 года) сохранить финансирование образования на уровне 7-8% от ВВП, при этом долю финансирования высшего образования повысить до 2%, здравоохранения – до 6%, а внутренние затраты на исследования и разработки поднять до 3%, на науку – до 1,3% ВВП, охват высшим образованием – до 40%.
Эти цели пересекаются и с реформами последних лет, включая планы по изменению Конституции. 1 августа прием предложений от населения, в том числе от соотечественников, проживающих в Российской Федерации, Южной Корее, Турции, Казахстане, Германии, по проекту этого документа был приостановлен. Сообщили, что проект Конституционного закона будет дорабатываться на основе поступивших предложений. После обсуждения и учитывания многочисленных мнений его вынесут на референдум.
В опубликованном ранее проекте стало чаще появляться слово «социальный». Взять, к примеру, для сравнения начало Основного закона. В действующей Конституции статья 1 звучит следующим образом: «Узбекистан — суверенная демократическая республика. Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны».
А в проекте новой редакции это понятие предложили расширить. Таким образом, помимо суверенной и демократической в описании республики планируют добавить определения «правовое», «социальное», «светское», относящиеся к государству. Таким образом, в этой статье хотят сделать акцент на человеческой ценности и развитии человеческого капитала, социальной защите.
Социальная политика в нашей стране включает спектр вопросов. К ним относятся и борьба с бедностью, и создание рабочих мест, и поддержка социально уязвимых слоев населения. Инвестиции в человеческий капитал – одновременно вклад и в социальный, и экономический сектор развития страны. Так, согласно недавнему исследованию Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, улучшение качества человеческого капитала приводит к росту притока прямых иностранных инвестиций на 0,51%. А инвестиции в свою очередь ведут к экономическому росту.
Как отметила педагог Ташкентского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова Лола Хазраткулова, понятие человеческого капитала на современном этапе включает знания, навыки и компетенции людей. Он выступает в качестве ключевого фактора стабильного развития государства и занимает ведущее место в национальном богатстве. Человеческий капитал занимает не менее, а, возможно, даже и более важное место в экономической системе, чем любой другой вид капитала, отметила она.
Среди государств, которые уже перешли на модель социального государства, можно выделить страны Скандинавского полуострова, Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию – словом, те государства, уровень жизни в которых считается одним из высоких в мире. Этот показатель так или иначе связан с вниманием к жителям, созданием для них условий для реализации своих талантов и возможностей.
Проект Конституции с сохранением в нем ориентиров на социальную сферу может также стать предпосылкой для развития этого направления. О социальной справедливости в проекте Конституции говорится в преамбуле, статье 14, где оговорено, что государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и устойчивого развития общества, о социальных гарантиях прописано в статье 63. Также отдельно отмечены правовые гарантии защиты социально уязвимых слоев населения. Такое внимание на законодательном уровне, подкрепленное в перспективе его реальным воплощением в жизнь, может стать хорошей предпосылкой для развития страны.