Целевой фонд развития автомобильных дорог при Министерстве финансов представил на совместном заседании комитетов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности данные о расходовании средств, выделенных в 2021 году и первом полугодии 2022 года на развитие автотрасс.
В 2021 году из республиканского бюджета на строительство и ремонт автомобильных дорог, эксплуатацию и содержание организаций дорожного хозяйства было направлено 10,1 трлн сумов. Общие поступления территориальных фондов развития автомобильных дорог по итогам 2021 года составили 4 276,8 млрд сумов, из них 4 049 млрд сумов было потрачено.
В 2022 году будет выделено 7,8 трлн сумов. За первое полугодие из этих средств уже освоено 3 194 млрд сумов, что составляет 41% к годовому плану.
Общие поступления территориальных фондов развития автомобильных дорог в первом полугодии 2022 года составили 1 846,9 млрд сумов, а расходы – 820,9 млрд сумов.
На выделенные средства за полтора года в республике было построено и отремонтировано 3 317,6 километра автомобильных дорог общего пользования и 17 382 километров внутренних дорог.
Инспекцией государственного финансового контроля при Министерстве финансов в 2021-2022 годах были изучены данные, предоставленные Министерством финансов, Генеральной прокуратурой и Счетной палатой. Оказалось, что в 45 случаях неэффективно и незаконно израсходованы средства в размере 34 575,2 млрд сумов. Причем только по итогам второго квартала 2022 года незаконно израсходованы средства в размере 23 177,4 млрд сумов, выделенные на строительно-монтажные работы.
За последние полтора года Генеральная прокуратура провела в территориальных фондах 20 проверок. По их итогам внесено 6 представлений о выявленных нарушениях законодательства, в отношении 12 должностных лиц объявлено предупреждение, 11 лиц привлечены к дисциплинарной и 21 лицо – к административной ответственности. Возбуждено 12 уголовных дел по фактам грубого нарушения закона.
Пример одного из таких нарушений был приведен на заседании. Должностные лица УП «Наманган куприклардан фойдаланиш» заключили договор на проведение капитального ремонта автодороги 4R-125 «Гурумсарой – Ханабад – Чодак – Гулистан» в Папском районе Наманганской области на участке 10-37 км. Проектная стоимость ремонта составила 3 млрд сумов. Однако руководители компании внесли в отчеты фактически невыполненные работы и расхитили большую часть средств — 2,5 млрд сумов.
Была озвучена проблема включения в течение года дополнительных объектов в программы дорожных работ после их утверждения. Это приводит к увеличению количества и стоимости переходящих из года в год объектов, а сами дороги не сдаются в эксплуатацию годами, пишет информационная служба Сената Олий Мажлиса.
Стоимость объектов неоднократно увеличивается, качество строительства снижается, и эта практика приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и резкому увеличению расходов. Зачастую подрядные организации расторгают договор с заказчиком, поскольку цены на строительные материалы в проектно-сметной документации увеличиваются в разы.
Кроме того, хотя для всех хозяйствующих субъектов предусмотрено обязательное внедрение системы электронного оформления счетов-фактур, из-за различий в их структуре в строительной отрасли ведется бумажная документация. Это приводит к припискам, нецелевому превышению дебиторской и кредиторской задолженности, отсутствию ежемесячной отчетности.
По итогам обсуждения ответственным министерствам и ведомствам даны указания по устранению этим проблем.
Анна НИМ.