Прекрасен, многообразен и неповторим животный мир Узбекистана. Однако краснокнижные животные, насекомые и растения в Узбекистане вновь оказываются под угрозой. Даже при неплохой законодательной базе по сохранению биоразнообразия, в Узбекистане контроль за исполнением этих законов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это наглядно показывает, что в Конституции должна быть норма, которая закрепит обязанность государства обеспечить сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия. При этом, внедрение в Конституцию нашей страны специальных норм, относительно животного мира будет соответствовать и современным мировым тенденциям.
Богатство животного мира нашей Родины связано прежде всего с географическим положением республики. Сюда проникали виды животных с Севера Европы и Центральной Азии, с Индии и Африки. Все это вызывает оправданную гордость за нашу общую Родину. И такое разнообразие видов животного мира Узбекистана на первый взгляд радует. Но такое многообразие передали нам наши деды и бабушки. Что мы оставим после себя нашим внукам и внучкам? Ведь если проанализировать изменения в жизни дикой природы, которые произошли за последние полвека, то полученная картина не будет вызывать особого оптимизма.
Для сохранения животного мира на территории Узбекистана созданы охранные территории: заповедники, заказники, национальные парки, специализированные питомники. В стране учреждена и обновляется «Красная Книга». В Узбекистане принят целый ряд правовых документов. В первую очередь, Узбекистан присоединился к Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Принята Стратегия по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан на период 2019 — 2028 годы, которая предусматривает реализацию целого ряда приоритетных задач.
Однако краснокнижные животные, насекомые и растения в Узбекистане вновь оказываются под угрозой. Даже, по некоторым оценкам, при неплохой законодательной базе по сохранению биоразнообразия, в Узбекистане контроль за исполнением этих законов, оставляет желать лучшего. Это наглядно показывает, что в Конституции должна быть норма, которая закрепит обязанность государства обеспечить сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, развития и расширения охраняемых природных территорий, осуществления комплекса мер по снижению темпов деградации естественных экологических систем, восстановления редких и исчезающих видов животных и растений.
Тем самым, каждый гражданин или экологическое ННО будет вправе требовать от любого государственного органа или чиновника выполнения данного конституционного требования. Более того, такая норма в Основном законе даст импульс государственной работе, с одной стороны, по подготовке профессионалов по биоразнообразию, дефицит которых признают эксперты сферы, с другой, техническому оснащению природоохранных служб, которая существенно от средств браконьеров.
Выделим, что внедрение в Конституцию нашей страны специальных норм, относительно животного мира будет соответствовать и современным мировым тенденциям. Очевидно, что положения действующей статьи 55 «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» не отвечает нынешним реалиям. Так, в ряде стран уже приняты конституционные положения, которые обязывают государство защищать интересы животных. В частности, интересы животных теперь защищены Конституциях: Швейцарии (с 1973 года), Индии (1976 года), Бразилии (1988 года), Словении (1991 года), Германии (2002 года), Люксембурге (2007 года), Австрии (2013 года), и Египте (2014 года). В качестве примера можно привести статью 45 Конституции Египта, где сказано, что «Государство также обязуется … предотвращать жестокое обращение с животными …». Конституция Индии обязывает каждого гражданина страны проявлять сострадание к живым существам (статья 51А). Интересы человека выступают мотивацией в Основном законе Федеративной Республики Германии (редакция 2014 года). В статье 20а о защите естественных основ жизни и животных сказано: «Осознавая свою ответственность перед будущими поколениями, государство защищает естественное основы жизни и животных в соответствии с законодательством, законом и правосудием…».
В завершение хочется отметить, что положения, защищающие права животных возникли в нашей стране, как под изменениями в общественном сознании людей, их гуманизацией, так и в сочетании с теперь уже распространенным в практике различных стран феноменом осознания важности бережного отношения к окружающему миру. Таким образом, принятие в новой Конституции соответствующих экологических норм станет вкладом Нового Узбекистана в общий вектор «разворота человека к животным».
Азамат Сеитов, д.соц.н., доцент УМЭД