«Бенефициар коррупции в области ПДД все — общество, автошколы и ответственные лица, которые принимают экзамен», — заявил Комил Алламжонов, основатель инновационного экзаменационного центра «Toshkent imtihon markazI» Комил Алламжонов в интервью проекту Alter Ego.
После принятия постановления Кабинета Министров № 272 от 4 мая 2021 г. «О дополнительных мерах по привлечению частного сектора в сфере проведения экзаменов для получения водительского удостоверения на право управления автомототранспортным средством» в Ташкенте и Ташкентской области открылись два инновационных тестовых центра. Их главной особенностью является то, что из процесса принятия экзаменов на 100% устранён человеческий фактор. То есть он полностью автоматизирован. Благодаря этому фальсифицировать результат тестовых испытаний невозможно.
Идея заняться приёмом экзаменов у кандидатов в водители видимо вызвала интерес у разных лиц, но при этом, как уже показала практика, приступили они к этому процессу не совсем чистоплотным способом, на что обратил внимание и Комил Алламжонов.
— В постановлении Кабмина чётко прописаны критерии и требования, предъявляемые тестовым центрам в области приёма экзаменов для получения водительского удостоверения, и создать такой проект стоит немалых инвестиций. Например, центр в Ахангаране обошёлся в 2,5 миллиона долларов.
Однако недавно показали сюжет об открывшемся тестовом центре в Хорезме. Утверждается, что на его создание было потрачено 5 миллиардов сумов — это примерно 500 тыс. долларов.
На ролике видно, что в салоне машины, на которой сдаётся экзамен, есть планшет и веб-камера. Но тот, кто разбирается в технологиях, сразу поймёт, что это туфта, созданная для того, чтобы показать, что якобы все автоматизировано. Как планшет может определить ошибки движения машины? Для этого нужны специальные внешние датчики. Куда подключена веб-камера, куда она передаёт изображение? Она вообще не предназначена для данных функций. Цель открытия подобных центров — продавать права.
Призываю общественность, людей, чтобы они тщательно изучали те компании, которые собираются открывать тестовые центры. Только общественный контроль поможет добиться того, чтобы недобросовестные кандидаты в водители не смогли получить права. Иначе реформы не получатся.
А провести их очень важно. Ситуация в сфере дорожного движения катастрофическая. По данным МВД несколько тысяч человек в год гибнут в ДТП. Но при этом скрыты данные Минздрава. А ведь именно они владеют информацией о количестве лиц, получивших при аварии травмы, и тех, кто скончался уже в больнице.
Я однажды спросил у Минздрава, почему они не озвучивают эту статистику, на что получил ответ, что цифра настолько велика, что может вызвать страх и панику у населения.
Главными причинами столь плачевной ситуации на дорогах Алламжонов назвал непродуманную инфраструктуру, отсутствие планирования дорог и их цифровизации, неадекватное администрирование (штрафы не всегда объективные, нет неотвратимости наказания) и недостаточный уровень образования водителей.
На вопрос «Кто главный бенефициар коррупции в сфере безопасности на дорогах?» Алламжонов ответил, что все.
— Все! Общество, автошколы и ответственные лица, которые принимают экзамен.
Но при этом заявил, что именно общественность может повлиять на изменение ситуации.