back to top
1.6 C
Узбекистан
Суббота, 18 января, 2025

Хабибулла Рахимов: авторский концерт

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться
К своему 75-летию заместитель председателя Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, заслуженный деятель искусств республики, профессор, обладатель медали «Шухрат» Хабибулла Рахимов пришёл в конце октября прошлого года в расцвете сил и таланта.

Мы знаем его как самобытного композитора, создавшего ряд произведений, среди которых симфонии, инструментальные концерты, вокально-симфонические и театрально-сценические произведения, музыка для оркестров узбекских народных инструментов и духового, фантазий и пьес для камерного оркестра и многих камерных опусов. Мы знаем его и как неутомимого пропагандиста, давшего путёвку в жизнь таким песням как «Мафтункор олам», «Саломатлик посбонлари», «Гулдиёр», «Ўзбекистон» и многие другие. Среди интерпретаторов его сочинений – известные музыканты Эрве Дезарбр, Сайёра Гафурова, Мухаммад Атаджанов, Нурмахмат Мухамедов, а также такие коллективы, как камерный оркестр национальных инструментов «Согдиана», заслуженный коллектив Национальный симфонический оркестр Узбекистана и многие другие. Владея современными музыкальными средствами, Рахимов смог создать произведения, доступные широкому кругу слушателей. Музыка композитора приоткрывает пласт национального искусства, глубоко самобытного и притягательного. В ней видны лучшие тенденции взаимопроникновения культур Востока и Запада, на основе которых он создал свой оригинальный стиль, отличающийся яркой национальной самобытностью.

Произведения Рахимова с успехом исполнялись во Франции, Германии, Кореи, Египте, Турции, России, Украине, Молдавии и других  странах. Он участник международных фестивалей камерной музыки в Болгарии, джазовой – в Югославии, симфонической – в Турции и Узбекистане. Ценное качество музыки Рахимова – её «размерность», чёткий и выпуклый материал, ясная структура.

 «В каждом сочинении Х.Рахимова, пишет известный музыковед, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Равшан Юнусов, независимо от его жанровой и образно-содержательной определенности, всегда присутствуют глубокая национальная почвенность, художественный вкус, тщательный интонационный отбор, стилистическое единство и стремление к художественной целостности. Чутко ощущая пульс времени, Рахимов обращается в своем творчестве к актуальным темам современности, воспевая непреходящие ценности духовной жизни человека».

Всё это имело место на недавнем авторском концерте композитора, в котором не было приветствий, поздравлений, слов благодарности… Звучала только его музыка. Иначе и быть не могло: сама личность Хабибуллы Рахимова – особенная. Он был и остаётся очень застенчивым, чрезмерно деликатным и интеллигентным человеком, который посредством музыкального языка изливает свои настроения и чувства. Творчество для него – музыкальная исповедь души, которая раскрывается посредством звуков, выражающих различные моменты душевного состояния. И ему очень важно, чтобы его музыку слушали.

Вообще-то этот монографический вечер был запланирован на октябрь прошлого года (композитор родился 31 октября 1946 года), но,  в результате был перенесён на нынешний май – пандемия коронавируса и занятость исполнителей внесли свои коррективы. Думаю, такой перенос стал определенным стрессом для автора, который подготовил программу ни разу не исполнявшуюся до этого, но его окружению и слушателям это не было заметно.

В итоге концерт состоялся. Его программа включала самые разные по жанрам сочинения. С первой же минуты, когда за дирижёрский пульт заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель – народный артист республики, И.Джалилов) встал его главный дирижёр лауреат международных конкурсов Алибек Кабдурахманов и зазвучал вальс «Лола» («Тюльпан») в зале воцарилась атмосфера праздника – такой высокий и жизнедеятельный эмоциональный тонус заключён в этом сочинении. Замечу, наиболее важными в своём творчестве композитор считает глубинные связи с национальной культурой, и в этом плане для него примером был и остаётся его профессор Б.Ф. Гиенко.

Вслед за вальсом «Лола» прозвучали «Краски звуков» («Оҳанглар жилоси»)  для симфонического оркестра. У каждого дирижёра есть свой идеал оркестрового воспроизведения музыки. Мне думается, для Кабдурахманова идеал – красота насыщенного, ровного звучания. Он не форсирует кульминаций, и даже в момент наивысшего напряжения все регистры уравновешены. Мощь ровного звучания предполагает вместе с тем чёткую дифференциацию составляющих его слоёв, где каждый отчётливо прослушивается, оставаясь компонентом целого. Именно так и были трактованы  «Краски звуков», основанные на двух темах – узбекской и турецкой.

 Далее прозвучала ария Алпамыша из оперы «Алпамыш и Ойбарчин», которую Рахимов написал в 1999 году на основе известного народно-героического дастана. В тот год совместным решением правительства Узбекистана и ЮНЕСКО  в Термезе состоялось официальное празднование 1000-летия создания эпоса «Алпамыш», были организованы международная конференция, фестиваль эпического творчества, подготовлено к изданию несколько записанных вариантов этого дастана, включая нотное издание. А Рахимов написал к юбилейной дате оперу, включившую главную суть известного народного эпоса – помолвка малолетних детей ещё с колыбели, определение их спутника жизни.

Прозвучавшая ария Алпамыша – один из лучших номеров оперного опуса. В ней ярко обрисован главный герой – мужественный, гордый, готовый бороться за справедливость и любимую Ойбарчин. Она была исполнена лауреатом республиканских и международных конкурсов Отабеком Назировым, которому удалось раскрыть героический характер Алпамыша в высоком чувстве собственного достоинства, в верности родовому и семейному долгу, и в то же время страдающего человека с любящим сердцем.

В программе прозвучали также и арии других героев из этой оперы, которые привлекли хорошим вкусом, национальным характером.  Это смелая и решительная Ойбарчин, которая оказавшись в далёкой стране калмыков, вынужденная переселиться сюда со своими родителями, не устрашается угроз семи вражеских чужеземных богатырей-великанов, пришедших к ней свататься; восхищённый её смелостью один из богатырей Кукалдош и, наконец, его коварная мать-ведьма Сурхайл, готовая мстить за всех своих сыновей, которым невеста Алпамыша Ойбарчин ставит условие – дать ей шесть месяцев для того, чтобы связаться с наречённым и узнать его волю. Образы этих героев, прекрасно воплощённые студентами Государственной консерватории Узбекистана лауреатом международных и республиканских конкурсов Шохидой Нурматовой,  Жасуром Жахоналиевым, Сарвиноз Муллажоновой, обеспечили им тёплый приём публики.

А потом прозвучало яркое, красивое, искреннее, полное трепетного лиризма Адажио из балета «Фархад и Соннё», который композитор написал в конце 2016 года на основе древней корейской легенды о семи феях на либретто лауреата Международных фестивалей Маргариты Хан и Замира Нуримбетова. Это поэма о любви. Фархад – имя узбекского юноши-музыканта, прекрасно игравшего на сурнае. Соннё – имя младшей дочери-феи Небесного Короля Кореи. Молодые люди полюбили друг друга с первого взгляда, когда юноша защитил девушку от предводителя разбойников. Позже он отомстит Фархаду, бросив его в темницу. Соннё будет страдать. Так развивается сюжет спектакля о любви и красоте жизни. Композитору удалось совершенно по-новому и, главное, по-своему разработать и представить в законченной форме узбекский и корейский фольклор.

 Адажио Соннё и Фархада одна из вдохновеннейших страниц в творчестве Рахимова, гимн верности и любви, проникновенно исполненный оркестром, которому удалось воплотить этически высокий строй мыслей и душевных переживаний главных героев: их взаимную любовь, волю к борьбе, мечту о победе.

Следующий номер концертной программы «Мавриги» для симфонического оркестра, порадовал светлым, энергичным характером, ясным рельефным тематизмом, связанным с древними бухарскими традициями этого уникального жанра музыкального искусства, широко распространенного в XIX и начале ХХ века. Этот опус Х.Рахимова привлёк внимание слушателей своей утончённостью, насыщенностью колоритными мелодиями, соединившими бухарский музыкальный фольклор в одно целое.

Наделён композитор и комедийным «лукавым» даром, каким-то зовом к радости жизни, к счастью. В бурных овациях слушателей потонуло исполнение «Ходжи Насреддина» для голоса и симфонического оркестра (слова Л.Соловьёва в переводе на узбекский язык Миртемира) солистом Государственного академического Большого театра имени А.Навои Нурмахматом Мухамедовым. Певец с подлинным артистизмом и мастерством создал популярный образ фольклорного персонажа мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, который стал истинным украшением авторского концерта. Замечу, несмотря  на пройденный большой творческий путь, Хабибулла Рахимов продолжает черпать в народной музыке глубину, душевную значительность образов, свежесть, новизну, общительность музыкальной речи. Именно внутренняя подлинность, при современных средствах выразительности, характерна и для его Ходжи Насреддина.

Праздничность авторскому концерту придали два её завершающих номера   из балетной сюиты «Фархад и Соннё» – «Танец воинов» и «Лязги». Сегодня в Хорезме насчитывается девять видов этого зажигательного и очень темпераментного танца: «Дутар лязги», «Сурнай лязги», «Лязги с кастаньетами (кайрак)» и другие. Напомню, главный герой балета Фархад был мастером игры на сурнае, поэтому композитор на его теме и проводит «Лязги». Оба номера привлекли отчётливо выраженным энергичным характером, ритмической упругостью, простотой и свежестью мелодий. Их живой творческий темперамент вызвал искреннейшую ответную реакцию зрительного зала.

Бесспорно, музыка Хабибуллы Рахимова достойна исполнения. Он творит, как «душа скажет», понимая искусство, как духовное благо. Это в очередной раз подтвердил недавний её успех у публики, уносившей из зала чувства приподнятости, воодушевлённости, – лучшее свидетельство значения творчества композитора, адресованного широкой слушательской аудитории.

Инесса Гульзарова, музыковед

Фото: Акмаль Сафаров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Самарканд готовится встретить AGROPRO EXPO — 2025

25, 26 и 27 февраля 2025 года Самарканд станет центром аграрного сотрудничества, проводя четвертую Международную сельскохозяйственную выставку AGROPRO EXPO....

Больше похожих статей