back to top
3.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Мухтар Ашрафи: к юбилею легендарной Личности

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

11 июня исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося дирижера, композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля Мухтара Ашрафи, сделавшего за свои 63 года столько, на сколько другим не хватит и нескольких жизней. Его многогранная деятельность была отмечена многими высокими званиями: народный артист СССР, лауреат Государственных и Международных премий имени Дж. Неру и Г.А. Насера, обладатель многочисленных орденов и медалей.

Он навечно вписал свое имя в историю музыкального и театрального искусства Узбекистана, оставшись для многих непревзойденной Личностью – яркой, уникальной, значимой. Музыканты перед ним трепетали. Но не из-за страха, а глубокого уважения за добрые поступки, за внимание к окружающим. К нему приходили за гармонией, покоем и мудростью. И те, кто был к нему близок, знали, что для Ашрафи мира вне музыки не существовало. Он был ее триумфатором.

Мухтар Ашрафович был человеком высокой духовной культуры, представителем лучшей части истинной интеллигенции. Будучи высокообразованным человеком, он владел одиннадцатью языками. Его любимым занятием было чтение, о чем свидетельствуют воспоминания членов его семьи, коллег, учеников, а также директора Мемориального музея-квартиры Мухтара Ашрафи Н.К.Гуновой. Наталья Константиновна бережно хранит все, что связано с маэстро, включая его богатую библиотеку, состоящую из книг по истории, философии, музыке, справочных и энциклопедических изданий, художественной литературы, книг на иностранных языках.

Всем обликом своей благородной внешности, манерой держаться Мухтар Ашрафович свидетельствовал об элегантности и изысканности – как внешней, так и внутренней. Помню, как и я, будучи студенткой консерватории, замирала перед его аристократическим обликом. Это был истинный джентльмен – всегда и везде. Он выглядел так, как должен был выглядеть ректор консерватории, художественный руководитель и главный дирижер ГАБТа имени А.Навои, профессор музыки. А на концертной эстраде и за дирижерским пультом театра маэстро всегда появлялся во фраке и бабочке. Дирижируя, он становился частью сочинения. А дирижировал Мухтар Ашрафович не только в Узбекистане, но и в России, Египте, Индии, Европе – и везде был успешен.

Дважды Ашрафи возглавлял Ташкентскую консерваторию: первый раз с 1947 по 1961 годы, а во второй – с 1971 – 1975-й. Его административная деятельность не знала отдыха. Он помнил обо всем, и поспевал всюду. Мало сказать, что ректор знал каждого студента в лицо, он знал его нужды, склонности и слабости. Мухтар Ашрафович отвечал молодежи и коллегам с удивительной толерантностью, сочетая при этом поразительную доброжелательность и строгость, а в случае человеческой или творческой непорядочности – мог быть как жестким, так и непримиримым. Он любил и ценил талант во всех его проявлениях. Интересно, что и за пределами консерватории Мухтар Ашрафович неизменно искал молодых, талантливых исполнителей, стараясь привлечь их к участию в различных концертах и постановках, а потом внимательно следил за их развитием.

Музыкальное наследие Мухтара Ашрафи – симфонии, музыкально-сценические произведения (оперы, балеты, музыкальные драмы), кантата и оратория, камерно-инструментальная и камерно-вокальная музыка, песни для солиста, хора и оркестра, музыка к кинофильмам. Некоторые из его сочинений прозвучали на днях на сцене ГАБТа имени А.Навои, где торжественно отмечался юбилей легендарной Личности. Вечер прошел в теплой атмосфере воспоминаний, музыки маэстро и бурных аплодисментов благодарной публики.

Более 30 лет своей жизни Мухтар Ашрафович посвятил созданию дирижерской школы Узбекистана, воспитав целую плеяду замечательных музыкантов. Об Ашрафи-педагоге сохранилось немало воспоминаний и свидетельств современников. В них ярко отражен его недюжинный педагогический талант. Авторитет Мухтара Ашрафовича как первоклассного дирижера и замечательного музыканта, обаяние его незаурядной личности, популярность в самых различных общественных кругах Узбекистана привели к тому, что о нем будущие студенты знали задолго до поступления. Он был легендой, и имя его было притягательным для молодежи, стремившейся попасть в его класс. А вот он их выбирал очень придирчиво, и занимался только с теми, в ком чувствовал потенциального дирижера.

Его воспитанники получили не только добротную «школу», но и навыки самостоятельного творчества. Профессор ставил их на рельсы, по которым, как он любил говорить, «они должны были сами суметь поехать вперед – куда сами захотят – до конца их дней». Чтобы представить себе уровень преподавательского мастерства Ашрафи, достаточно напомнить имена его учеников: Абдугани Абдукаюмов, Дильбар Абдурахманова, Гани Туляганов, Куванч Усманов, Владимир Неймер, Сулейман Шадманов, Батыр Расулов, Эльдар Азимов, Фазлиддин Якубджанов, Фарук Садыков и другие.

Сегодня, когда ученики Мухтара Ашрафовича и его младшие современники сами состоялись в профессии важно узнать и понять, что же осталось в их душе от общения с маэстро. Приведу несколько высказываний о нем.

Вот с каким пиететом незадолго до своего ухода вспоминала о своем учителе Дильбар АБДУРАХМАНОВА, народная артистка СССР: «В дело преподавания Мухтар Ашрафович вносил всю живость, горячность, увлеченность своей натуры. Он был строг и требователен: явиться к нему на урок с невыученным произведением, с техническими или ритмическими дефектами – было нечто недопустимым! Зато сколько счастья доставляло малейшее поощрение с его стороны! Как будила музыкальную мысль та или иная им поправка, как возбуждала фантазию показанное движение! Воспитывая своих учеников, наш профессор, прежде всего, хотел видеть в нас полноценных и образованных музыкантов».

Сулейман ШАДМАНОВ, народный артист Узбекистана, главный хормейстер ГАБТа имени А.Навои: «Мухтар Ашрафович был великолепным музыкантом и очень ярким человеком. Он один из тех людей, которые навсегда остаются в сердце. С его уходом в моей жизни образовалась некая пустота. Но я благодарю судьбу за радость общения и незабываемое ощущение опоры и защиты, которое всегда сопутствовало в моем отношении к человеку, чей очередной юбилей мы отмечаем в этом году».

Эльдар АЗИМОВ, заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Туркистон»: «Мухтар Ашрафович был удивительным человеком, блистательным общественным деятелем и совершенно гениальным музыкантом – дирижером, композитором, педагогом, публицистом, благотворно повлиявшим на мое музыкантское и человеческое становление. Таких дирижерских рук, как у него, я больше ни у кого не встречал. Помимо этого, он был невероятным трудоголиком: его день начинался с четырех часов утра и заканчивался далеко за полночь.

Будь Ашрафи живым, он и сейчас бы мог повернуть реки вспять. Просто не стало людей такого масштаба. Когда он входил в консерваторию, он озарял все вокруг, как ясное солнце. Это был очень красивый и безупречно одетый человек с великолепной шевелюрой. От него невозможно было оторвать взгляд.

Позже ректоры стали позволять себе ходить на работу в кроссовках. А при Ашрафи присутствие на совещании без галстука и костюма было непозволительным. Это этикет, и с него все начинается…»

Фарук САДЫКОВ, народный артист Узбекистана: «Его ученики необыкновенно гордились и гордятся им. Многих уже нет среди нас, а те, кто рядом, счастливы сказать: «Я – ученик Мухтара Ашрафовича!». Я преклоняюсь перед ним и сегодня. Он был яркой индивидуальностью, буквально притягивающей к себе все внимание. Это был человек неистово служащий своей профессии. Как педагог, он никогда не подавлял, но всегда воспламенял учеников, обладая невероятным талантом раскрывать наши скрытые возможности, отчего мы становились ярче, убедительней и талантливее».

 Андрей СЛОНИМ, заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер-постановщик и сценограф ГАБТа имени А.Навои: «Как и всякая Личность, он хранил в глубине души неизбежный для каждого живого человека комплекс противоречий. Но когда жесткие обстоятельства жизни предлагали Выбор – Мастер его делал твердо, с устремлением к пользе Делу, вне малодушной сдержанности и эгоцентризма. Когда в играх неких недоброжелателей наметилась попытка осложнить отношения Ашрафи с другим выдающимся деятелем искусства – Алексеем Федоровичем Козловским, Мухтар Ашрафович сделал все, чтобы сохранить Козловского в числе виднейших педагогов консерватории.

А в начале памятных пятидесятых, в разгар страстей «эпохи космополитизма» Мухтар Ашрафович, увидев поданный ему для подписи список на увольнение «неугодных» педагогов, поступил со свойственной ему парадоксальностью. Он… добавил к этому списку свою фамилию и произнес: «Вот в этом составе – увольняйте!». Заметим, что это произошло еще при жизни и полном влиянии вездесущего «вождя народов» — и столь дерзкий поступок мог стоить Ашрафи не только карьеры, но и жизни. Однако, и здесь правота и мудрость Мастера, как и в других случаях — восторжествовали, вопреки многому, непредсказуемому и трагичному…»

Добавлю, благодаря Мухтару Ашрафовичу, мы имели счастье погружаться в волшебный мир классической музыки, ощущая высокий образ истинного музыканта и человека, обладавшего большой силой воздействия. Слушать его было величайшим наслаждением. А вся жизнь маэстро Ашрафи – яркий пример беззаветного служения искусству и людям.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей