back to top
13.3 C
Узбекистан
Среда, 27 ноября, 2024

Огульнабат Юсупова: с виолончелью по жизни

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Шестьдесят лет она отдала музыке. Полвека оркестру. В 2019 году была удостоена высокой награды – ордена «Дустлик» за вклад в развитие культуры и искусства Республики Узбекистан. Не многие могут вспомнить имена всех своих педагогов, коллег, друзей и даже соседей, но память Огульнабат Юсуповой феноменальна. Мельчайшие подробности ее трудной, яркой и интересной жизни выливаются в увлекательные рассказы, которые можно слушать бесконечно.

Когда она впервые услышала виолончель, то сразу влюбилась в ее звук – сочный, густой и певучий, подобный человеческому голосу баритону. И уже тогда знала, что будет играть только на этом инструменте и только в оперном оркестре. А услышала Огульнабат его дивный звук, благодаря своей маме, которая привела ее – десятилетнюю девочку и двух ее сестер в музыкальную школу-интернат города Ашхабада. Будучи страстной любительницей музыки, но, не имея музыкального образования, она приложила все усилия к тому, что­бы дать его своим детям. Но любовь к музыке прививалась «не школой единой». Она всег­да звучала в их гостеприимном доме. И это был, наверное, тот редкий случай, когда совпали желание мамы и стремление ребенка, которого не нужно было уговаривать идти на урок к педагогу, к которому она не шла, а мчалась…

После школы-интерната в Ашхабаде, последовало музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где она училась у замечательного педагога А.Н. Егорова. Ну а дальше, как у многих, последовала консерватория, правда не в столице России, а Узбекистана. В Ташкенте Огульнабат оказалась волею судеб, связав с ним впоследствии всю свою дальнейшую жизнь. Здесь ей тоже невероятно повезло с педагогом по классу виолончели. Им стал известный музыкант А.Х. Мансырев, который, как и А.Н. Егоров, был абсолютным подвижником. Оба занимались музыкой очень углубленно, оба были потрясающими педагогами. И их ученица к обоим относилась с большим почитанием, доверием и любовью. Впрочем, она и сегодня с теплом и благодарностью вспоминает своих наставников.

 

А когда последовало распределение, Огульнабат выбрала не сольную карьеру, а работу в оркестре Государственного академического театра оперы и балета имени А.Навои, о чем нисколько не жалеет. Она всегда ощущала себя оркестрантом, имея особый дар проникновения в смысл нотного текста, прекрасное чувство стиля и тонкий художественный вкус. Безусловно, это не только талант, но и влияние московской школы, ведь оба ее замечательных педагога – проводники этой самой виолончельной школы, учили не только оркестровой культуре, требовали не просто воспроизведения написанного в нотах, а трепетной передачи замысла композитора. А оркестр – это большой ансамбль, причем не менее сложный, чем, скажем, квартет или дуэт. По признанию Огульнабат, «если ты не чувствуешь партнера, если вы играете чисто формально – музыки не может быть. Чем больше людей, тем более тонко нужно ощущать все, что происходит вокруг. И от того, как ты слышишь партнеров, зависит слаженность исполнения». Будучи требовательным человеком, она всегда критически относится к себе, пытаясь после каждого оперного или балетного спектакля разобраться, все ли получилось у нее и ее коллег.

Виолончель Огульнабат всегда поет. В искусстве певца мы, прежде всего, ценим владение bel canto, то есть владение беспрерывным дыханием. Вот и в игре моей героини присутствует момент бесконечного дыхания, бесконечной кантилены, бесконечного пения на виолончели. И это поистине редчайший дар! Вспоминаются ее соло из балетов «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», а также опер «Дон Карлос», «Отелло», «Кармен», «Евгений Онегин», «Иоланта». Юсуповский звук как бы направлен к сердцу слушателя, который вызывает ответную волну в душе всех тех, кто его слышит. Она буквально говорит на своем инструменте, обожая играть спектакли с музыкой П.И. Чайковского, а в своих сольных концертных программах – К.Сен-Санса и А.Дворжака.

Виолончельное искусство давно популярно у слушателей: была эпоха Пабло Казальса, Мстислава Ростроповича, который был и остается ее кумиром, как и Наталия Гутман. В жизни Огульнабат огромное значение имели встречи с яркими личностями – это были композиторы, артисты, музыканты, с которыми она играла: скрипачи В. Неймер и В.Рейдер, братья М. и В. Поверы, кларнетист В.Курницкий и многие другие. С пиететом вспоминает виолончелистка и узбекистанских дирижеров – М.А. Ашрафи, Н.А. Гольдмана, А.А. Абдукаюмова, Д.Г. Абдурахманову, которые давали потрясающий импульс, будь то репетиция или спектакль. Они были истинными исполнителями на инструменте, имя которому оркестр. Так, Мухтар Ашрафович изумительно все слышал, всему знал цену, и разговаривал жестом! Он не указывал как регулировщик с жезлом: направо, налево или там еще куда-нибудь. Ашрафи предлагал. А его ученицу, первую женщину-дирижера на Востоке Дильбар Абдурахманову она очень любила, как и все оркестранты. Это не о каждом дирижере можно сказать, хотя Дильбар Гулямовна была достаточно требовательной. Она умела сделать так замечание, что никто его уже не забывал, скрупулезно занималась и заставляла погружаться в творчество, в то, что происходит в данный момент на сцене.

Театр стал для Огульнабат ее жизнью, ее вторым домом. С тех пор, как она стала в нем работать, он манит ее своим волшебством, атмосферой, пропитанной особым настроением, когда возникает чувство, что ты оказываешься в другом мире, где становишься одним из участников театрального действа. Сегодня ей трудно поверить, что много лет назад, ей пришлось против своей воли расстаться с ним. И, несмотря на то, что новый коллектив, в который моя героиня пришла работать, встретил ее тепло, она по ночам плакала в подушку до тех пор, пока не вернулась в родную обитель. Обратный путь растянулся на семь с половиной лет. Как говорит сама Огульнабат, она чувствовала себя несказанно счастливой. Жизнь ее вновь заполнилась театром, запахом кулис, репетициями, оперными и балетными спектаклями, гастрольными поездками и выступлениями в городах России, Украины, Австрии, Германии, Турции, Малайзии, Таиланде и многих других

Вся ее жизнь крутилась вокруг музыки, вокруг всяких проблем и трех дочерей – Лолы, Гули и Наргизы, которым она дарила свою любовь, нежность и заботу. Все они ходили в музыкальную школу: старшая играла на фортепиано, средняя – на арфе, а младшая – на виолончели. Каждой она старалась помочь, поддержать, дать мудрый совет, одарить теплом и лаской. Девочки уже давно выросли. Профессиональным музыкантом стала Наргиза. Она лауреат международных конкурсов, живет и работает в Германии. Сегодня у Огульнабат пять внуков, двое из которых успешно играют на виолончели. Она живет не только любимой работой, но заботами и проблемами своих дочерей и внуков.

А еще моя героиня обладает отменным чувством юмора, регулярно устраивая дома встречи со своими друзьями, где просто так можно пообщаться, о чем угодно с настоящим позитивным человеком. Вместе с тем ей свойственно неприятие всякой фальши как в жизни, так и на виолончели. А самым главным для нее является доброта и любовь. Она любвеобильный человек, она всех любит и старается никого не обижать, даже если и было бы нужно. Она мечтает о благотворительных концертах, которые давала бы для детей-сирот и инвалидов, чтобы подарить частицу своего тепла и доброты. Ее туркменское имя переводится как Сахарный Цветок. Вот такая она и есть – добрая и ласковая со всеми, влюбленная в виолончель и в музыку, которая стала ее профессией и призванием.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото: Юрий Полянский

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Презумпция невиновности и права подозреваемого – основные принципы

Известно, что право гражданина, подвергшегося уголовному преследованию, на справедливое судебное разбирательство называется «Хабеас корпус». Этот термин происходит от термина...

Больше похожих статей