20 мая 2022 года в Большом зале Республиканской специализированной музыкальной школы имени Успенского состоялся концерт памяти известного дирижера, заслуженного наставника молодежи Республики Узбекистан, профессора Владимира Борисовича Неймера.
В зале был аншлаг и совершенно необыкновенная атмосфера – педагоги, ученики и выпускники Успенки, коллеги и друзья Маэстро собрались, чтобы отдать дань выдающемуся музыканту.
В исполнении лауреата Государственной премии «Нихол» Юношеского симфонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер У.Махмудов) прозвучали произведения С.Юдакова, Л.Бетховена, А.Дворжака, И. Штрауса, Я.Сибелиуса, А.Хачатуряна.
Долгие годы В.Б.Неймер возглавлял симфонический оркестр школы Успенского. Сколько концертов было сыграно, сколько интересных программ подготовлено! Владимир Борисович называл оркестр «сердцем Успенки» и гордился его успехами и победами. В 1991 году в Новосибирске коллектив во главе с Неймером занял второе место на международном конкурсе оркестров, а в 2007 году – удостоен Государственной премии «Нихол».
Торжественным открытием концерта стало «Хорезмское праздничное шествие» замечательного узбекского композитора Сулеймана Юдакова в исполнении симфонического оркестра РСМШ им.В.А.Успенского. За дирижерским пультом – ученик экспериментального класса юных дирижеров профессора Неймера, как он их сам ласково называл «дирижерчики», ученик 9 класса Асадбек Аюбжонов.
Около 20 лет назад Владимир Неймер создал эксклюзивный класс симфонического дирижирования, в котором обучались дети с восьми лет. Нигде в мире такого не было. Его первый ученик – известный дирижер, лауреат международных конкурсов Азиз Шохакимов. Также в числе учеников Владимира Борисовича – Руслан Бек, Эдуард Юденич, Нурон Мукумий, Бехруз Нематов, Иван Денисенко, Асадбек Аюбджанов.
Когда-то Владимир Борисович в интервью сказал мне: «Многих удивляет возраст моих учеников. Ведь всем известна фраза, что дирижирование – это профессия второй половины жизни. Но жизнь вносит свои коррективы. Вот если сравнить с шахматами: еще 30-40 лет назад в мире было всего несколько десятков гроссмейстеров мирового класса, им было помногу лет. А сейчас? Есть вундеркинды, которые становятся гроссмейстерами в 12-14 лет. Они показывают фантастические результаты! И я подумал, а почему дирижирование должно оставаться в стороне от этого процесса?»
И еще: «Меня укоряли, что я дал Азизу дирижировать Шестую симфонию Чайковского, когда ему было 13 лет. Но где написано, что ее могут исполнять только шестидесятилетние? А давайте так рассуждать: разве не интересно послушать Шестую симфонию или любое другое сочинение в разных исполнениях – умудренного жизнью шестидесятилетнего мастера, полного творческих сил сорокапятилетнего дирижера, двадцатипятилетнего молодого человека или по-детски искреннего тринадцатилетнего мальчика. Это будут разные Шестые симфонии, каждая будет отображать мировоззрение того или иного возраста».
Как бы в подтверждение этих размышлений Маэстро прозвучало одно из самых известных сочинений Бетховена – увертюра «Эгмонт». И исполнение это, как говорил Владимир Борисович, во многом отразило мировоззрение и мироощущение совсем еще молодых музыкантов оркестра и пятнадцатилетнего дирижера А.Аюбжанова.
Репертуар маэстро Неймера был невероятно обширен. От одного только перечня сочинений, исполненных им впервые в Узбекистане, захватывает дух – «Мессия» Генделя, опера «Абу Гасан» Вебера, оперетта «Пинафор» Салимана, Шестая и Четырнадцатая симфонии Шостаковича, Лондонская симфония Воана-Уильямса, поэма «Смерть ребенка» Ульриха, «Реквием» Д. Верди, «Рождественская оратория» К.Сен-Санса, «Carmina burana» К.Орфа, «Рубайят» С. Губайдулиной, «Мятежный мир поэта» Н. Сидельникова и многие другие.
Дирижер постоянно включал в репертуар руководимых им оркестров сочинения композиторов Узбекистана. Им впервые были исполнены произведения Тулкуна Курбанова, Феликса Янов-Яновского, Дилором Сайдаминовой, Аваза Мансурова и других.
Владимир Неймер выступал со многими известными исполнителями и гастролировал в разных странах. С Национальным симфоническим оркестром Узбекистана дирижер выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Баку, Киеве, Риге, Новосибирске, Владивостоке, Душанбе и Анкаре. Многие годы Неймер работал с Молодежным симфоническим оркестром Поволжья, который сотрудничал с фондом Владимира Спивакова и музыкальной организацией «Еврооркестрия».
Маэстро отмечал, что ему, как скрипачу в прошлом, всегда интересно играть с солистами и особенно – с детьми, юными виртуозами, многие из которых впервые выступили с оркестром именно под руководством Неймера.
На мой вопрос «Зачем вам это нужно?», Владимир Борисович как-то сказал: «Ответ банальный – жажда передать то, что мною накоплено, вот просто хочется. Когда занимаешься педагогикой, очень много получаешь сам. Все время анализируешь, находишься в состоянии самосовершенствования. Это тоже творчество».
В этой связи символичным стало исполнение 1 части потрясающего Концерта для виолончели с оркестром h-moll (ор.104) выдающегося чешского композитора Антонина Дворжака, где в качестве солиста выступил лауреат международных конкурсов, ученик 11 класса Шерзод Бахтиёров. Его педагог – Лариса Николаевна Русина, известная отечественная виолончелистка, выпускница школы Успенского, которая когда-то, будучи одиннадцатиклассницей Лялей Ольшанской, исполнила в этом самом зале этот самый концерт со школьным оркестром под управлением Владимира Борисовича Неймера. Кстати, в этот раз дирижировал оркестром Улугбек Махмудов – один из лучших студентов Маэстро. Вот такая трогательная связь поколений и преемственность традиций, характерная для легендарной Успенки!
Чувство юмора Владимира Борисовича уже давно стало притчей во языцех. Многие его шутки «гуляют» среди музыкантов как анекдоты. Так, после исполнения кантаты Карла Орфа «Carmina Burana», к Неймеру подошли представители Фонда Аденауэра и депутаты Бундестага, стали поздравлять, и все в один голос говорили, что они даже и представить себе не могли, что здесь не только знают Карла Орфа, но и так великолепно исполняют его музыку. Дирижер немедленно парировал: «Неужели вы думали, что мы все здесь ходим в набедренных повязках и с копьями?!»
Яркостью и невероятной искрометностью отличались и многие программы, подготовленные Владимиром Неймером. Он говорил, что нам в жизни нужны праздники, и мы, музыканты, можем их создавать. И эту сторону деятельности и характера Владимира Борисовича прекрасно отразила вызвавшая бурные аплодисменты слушателей Увертюра к оперетте «Летучая мышь» одного из его самых любимых композиторов Иоганна Штрауса.
Музыковед, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, профессор Инесса Сергеевна Гульзарова в своей статье памяти В.Б.Неймера написала: «Печальная весть о его смерти ввела в ступор и потрясла музыкальный мир. Уход маэстро – огромная, невосполнимая потеря…
Владимир Борисович Неймер – поразительный человек и прекрасный музыкант профессиональной честности и стойкости, мастер своего дела, чье имя навсегда останется в памяти и в истории дирижерского искусства Узбекистана. Вместе с ним ушла эпоха…»
И как сказал художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра РСМШ им.В.А.Успенского Улугбек Махмудов: «Лучшее, что мы можем сделать, чтобы сохранить о нем память – это продолжать играть прекрасную музыку, которой он был предан всю свою жизнь. Именно этим объясняется выбор программы концерта. И очень важной его кульминацией стала изумительная пьеса «Туонельский лебедь» из сюиты «Четыре легенды о Лемминкяйнене» гениального Сибелиуса».
Конечно, эта мистическая музыка финского композитора Я.Сибелиуса соответствует тому поводу, по которому в тот день все собрались в Большом зале Успенки, где когда-то юный скрипач Владимир Неймер выступал как ученик, а много лет спустя встал за дирижерский пульт школьного симфонического оркестра.
Но завершить концерт было решено на яркой и, как это не странно, радостной ноте. Для этого была выбрана зажигательная «Лезгинка» Арама Хачатуряна, которую Юношеский симфонический оркестр блестяще сыграл дважды – в том числе и на бис.
На наш взгляд, именно такая музыка очень подходит для Маэстро, ведь он дарил всем нам праздник, Праздник Музыки. И таким мы будем его помнить.
Да, вместе с ним ушла целая эпоха. Но это была прекрасная эпоха. Или как бы сказал сам Владимир Борисович: «Чертовски прекрасная эпоха!»
Татьяна Петренко, музыковед
Портретные фото В.Б.Неймера: Эрнест Куртвелиев
Фотографии концерта – из архива У.Махмудова