back to top
8.3 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Какой вклад автомобильная промышленность вносит в глобальную экономику?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Значение автомобильной промышленности для глобальной экономики переоценить, практически, невозможно: на эту отрасль прямо и косвенно суммарно приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей, пишет независимое российское исследовательское агентство Промрейтинг

Это аксиома! А теперь давайте подробно рассмотрим, какой именно вклад автоиндустрия вносит в экономику развитых и развивающихся стран.

По итогам 2021 года в мире в сумме было произведено около 80,2 млн автомобилей. Пятерка крупнейших по объемам выпуска стран выглядит так:

  1. Китай.
  2. США.
  3. Япония.
  4. Индия.
  5. Южная Корея.

В Китае за прошлый год произведено чуть более 26,1 млн автомобилей. Валовый внутренний продукт Поднебесной в 2021-м достиг 17,7 трлн долларов, увеличившись относительно 2020-го на 8,1%. Из открытых источников следует, что примерно на 10% ВВП Китая обеспечивается именно автомобильной промышленностью — это около 1,77 трлн долларов. Для сравнения: весь валовый внутренний продукт России в прошлом году составил примерно такую же сумму.

Штаты уступили пальму первенства по объемам выпуска авто Китаю еще в конце нулевых годов, но остаются крупнейшим из развитых стран производителем легковых и грузовых машин. По результатам 2021 года на территории США собрали 9,2 млн легковушек, внедорожников и легких коммерческих авто. ВВП страны в прошлом году составил 23 трлн долларов (+10,1% относительно 2020-го). В этом важном макроэкономическом показателе 3% вклада приходится на производство автомобилей (а в абсолютном выражении — 690 млрд долларов). Как отмечает ассоциация American Automakers, ни один другой сектор обрабатывающей промышленности не занимает столь высокую долю в национальном ВВП. Непосредственно в автомобильной промышленности США работают 1,7 млн человек, в смежных отраслях — еще 8 млн.

Автозаводы на территории Японии в общей сложности выпустили за прошлый год 26,1 млн машин. При этом в 2021 году страна выпустила товаров и услуг суммарной рыночной стоимостью около 5,1 трлн долларов. В Японии, как и в Китае, очень высока доля автомобильной промышленности — 10% от ВВП, т.е. 510 млрд долларов. Непосредственно в автопроме и в смежных с ним отраслях в Стране восходящего солнца работают 5,9 млн человек, следует из данных сервиса Statista.com.

Индия стала по-настоящему активно развивать свой автопром только в последние 15 лет, но уже достигла впечатляющих результатов — объем производства за 2021 год дорос до 4,4 млн единиц. ВВП этой южноазиатской страны по итогам 2021 года составил 2,85 трлн долларов, показав рост на 8,4% по сравнению с 2020-м. Благодаря целенаправленным действиям правительства Индии, значение автопрома в национальной экономике государства последние годы возрастало и в прошлом году достигло показателя 7,1% (202,35 млрд долларов). 2,72 млн человек работают непосредственно на предприятиях автопрома Индии и еще столько же он создает в смежных отраслях.

В Южной Корее за прошлый год выпустили чуть более 3,5 млн авто, причем примерно 60% машин экспортировали на внешние рынки. Автопром в Корее традиционно является одним из главных «экономических локомотивов»: в этой стране доля отрасли в ВВП превышает 10%. Здесь надо заметить, что сам валовый внутренний продукт Южной Кореи в 2021-м достиг 1,7 трлн долларов, превысив показатель 2020-го на 4%.

Автопром оказывает мультипликативный эффект и «тащит» за собой целый ряд смежных отраслей, в т.ч. металлургию, химическую, нефтехимическую, электронную и легкую промышленности.

По мнению специалистов консалтинговой компании Kearney, автомобили во всем мире служат движущей силой регионального развития. Вокруг крупных автозаводов полного цикла, как правило, формируются промышленные кластеры из производителей компонентов для первичной комплектации (OEM), предприятий по обработке сырья, точек послепродажного обслуживания, поставщиков транспортных услуг. Эти кластеры ведут к развитию инфраструктуры и муниципалитетов, к созданию новых жилых районов, росту индивидуальных доходов и т.д. Яркими примерами городов, разросшихся вокруг автозаводов, являются Ульсан (Южная Корея), Детройт (США) и Тольятти (Россия).

Виталий Архиреев, главный редактор издания «Автоброкер Клуб», постоянный участник многих профессиональных российских и международных конференций в сфере автобизнеса, так комментирует влияние автопрома на развитие сегмента частного, малого и среднего бизнеса:

«Активность на автомобильном рынке придает дополнительный импульс даже самозанятым и малому бизнесу, ведь далеко не все владельцы пользуются услугами официальных СТО, предпочитая менее дорогие услуги частных автомастеров. И в этом случае мы видим развитие не только частных СТО, но и магазинов запчастей, тюнинг-ателье, детейлинг-центров. Все упомянутое для простого человека ближе и понятнее. Это помогает зарабатывать деньги, заботиться о своей семье».

Одно рабочее место в автопроме создает от четырёх и более рабочих мест в отраслях добычи и переработки. Показателен пример Южной Кореи, которая планомерно развивала и расширяла национальную автомобильную промышленность — и это помимо прочего привело к развитию местной металлургии: так, продажи стали корейскими компаниями выросли с 55 тысяч тонн в 2002 году до 210 тысяч тонн в 2012-м.

Россия в мировом рейтинге автопроизводства заняла в 2021-м 11-е место, в стране выпустили 1,566 млн авто. Вклад автопрома в национальный ВВП остается небольшим — около 1,5%. Весь ВВП за 2021-й в РФ составил 1,71 трлн долларов (+4,7%). Вместе с тем с точки зрения обеспечения занятости населения отрасль очень важна — непосредственно на предприятиях автопрома в России по данным Минпромторга за 2020 год трудилось свыше 278 тысяч человек, в смежных отраслях от него зависят еще 3,5 млн рабочих мест.

Среди стран СНГ последние годы особенно большое внимание развитию автопрома уделяет Узбекистан — национальный производитель UzAuto Motors ведет свою историю с 1993 года. И в этой связи необходимо отметить, что завод в городе Асака является единственным на территории Центральной Азии, производящим автомобили по полному циклу.

С 2019 года в стране осуществляется государственная программа по ускоренному развитию национального автопрома на период до 2023 года. В ее рамках в UzAuto Motors реализуется инвестпроект стоимостью 427,7 млн долларов — по нему на предприятии в 2022 году (и опять же по полному циклу – со сваркой и покраской) организуют серийный выпуск автомобилей на новейшей платформе GM GEM, разработанной американским концерном General Motors. На новые модели на шасси GM GEM, а это компактный кроссовер Chevrolet Tracker четвертого поколения и бюджетный седан Chevrolet Onix, возлагаются очень большие надежды.

По итогам 2021 года UzAuto Motors выпустила 235 000 автомобилей. Если опираться на данные госкомитета по статистике, доля автопрома в структуре обрабатывающих отраслей промышленности Узбекистана по итогам 2021 года достигла 8,5%. В 2020-м конкретно на UzAuto Motors пришлось 4,5% от национального валового внутреннего продукта республики, т.е. 2,6 млрд долларов от 57,7 млрд долларов. В 2021-м на предприятиях группы UzAuto работало свыше 27 тысяч человек — это один из крупнейших работодателей страны. А в течение 2022 года UzAuto Motors на своих заводах в Асаке и Хорезме планирует нарастить объемы выпуска автомобилей до 275 тысяч автомобилей.

Безусловно, конец февраля и март 2022 года принесли экономике и автопрому беспрецедентные глобальные вызовы. Ужесточение санкций Запада против России подорвали стабильность на мировых рынках — резко подорожали нефть, газ, металлы и другие сырье. Текущая ситуация негативно сказывается на производстве и продажах, поскольку с одной стороны выросла себестоимость изготовления авто, а с другой — подорожала эксплуатация машин автомобилистами. Военно-политическая турбулентность не позволяет давать какого-либо прогноза относительно перспектив автопрома на этот год.

Давно известно, что китайский иероглиф, означающий слово «кризис», можно также расшифровать и как слово «возможность». Нынешний кризис в автомобильной отрасли многих стран даёт Узбекистану прекрасный возможность укрепить и расширить свои позиции как крупного регионального автопроизводственного центра.

Ведь в отличие от России, во-первых, на него не оказывается санкционное давление. Во-вторых, у узбекских автомобилестроителей, благодаря сотрудничеству с мировым брендом Chevrolet, есть доступ к новейшим технологиям производства и менеджмента и нет никаких проблем со сбытом продукции хоть внутри страны, хоть за её пределами. Остаётся только пожелать им удачи!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

«Туризм на Шелковом пути» – новые возможности для развития отрасли. Видео

21 ноября начала работу 29-я Ташкентская международная туристическая ярмарка-2024 «Туризм на Шелковом пути» Это яркое мероприятие проводится в нашей столице...

Больше похожих статей