В Узбекистане начинается процесс приватизации, реформирования и повышения эффективности работы целого ряда крупных предприятий.
Это предусмотрено указом президента «Об очередных реформах по созданию условий для стабильного экономического роста путем улучшения предпринимательской среды и развития частного сектора».
До 1 мая 2022 года с привлечением опытного инвестиционного банка начнется работа по приватизации АО «Узбекнефтегаз». Эту работу возложили на Министерство финансов совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством энергетики, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством транспорта и Антимонопольным комитетом.
Также ведомствам предстоит в срок до 1 сентября 2022 года на основании заключений международной консалтинговой компании внести на утверждение в Кабинет министров Стратегию реформирования АО «Узбекгидроэнерго».
До 1 сентября 2022 года начнется работа по выставлению на торги государственной доли в размере 51 процента и более в уставном капитале АО Uzbekistan airways, в том числе путем публичного размещения акций.
До 1 августа 2022 года на местном фондовом рынке будет размещено до 10 процентов пакета акций АО UzAuto Motors. Решено также разработать к этому сроку Стратегию реализации стратегическим инвесторам остальной доли UzAuto Motors вместе с UzAuto Motors Powertrain и Samarqand Avtomobil zavodi.
Кабинет министров должен будет обеспечить получение международного кредитного рейтинга АО «Национальные электрические сети Узбекистана» – до конца 2023 года, АО «Узтрансгаз» – до конца 2024 года. При этом магистральные сети АО «Национальные электрические сети Узбекистана» и АО «Узтрансгаз» останутся в полном распоряжении государства.
До 1 сентября 2022 года запланировано усовершенствовать деятельность АО «Худудгазтаъминот» и АО «Региональные электрические сети». Процесс будет включать в себя повышение операционной эффективности и привлечение частного сектора в эти сферы. Функции оптовой закупки и реализации природного газа и электрической энергии получит частный оператор, которому не разрешается повышать устанавливаемые для населения тарифы. Работа первоначально пройдет в порядке эксперимента в четырнадцати городах и районах страны.
Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Министерству транспорта, Агентству по управлению государственными активами и Антимонопольному комитету документом предписывается в двухмесячный срок внести в Кабинет министров проект постановления о передаче под управление частного сектора подведомственных Uzbekistan Airports региональных международных аэропортов и международного аэропорта города Ташкента.
Аэропорты перейдут предпринимателям на условиях государственно-частного партнерства для модернизации и повышения их операционной эффективности. Отдельно оговорено, что аэропорты Ферганской долины должны быть оптимизированы для более эффективной эксплуатации.
С участием Всемирного банка до 1 июня 2022 года будет разработана Стратегия трансформации, развития и приватизации АО «Узбекистон темир йуллари». Планируется создать прозрачную и гибкую тарифную систему, стимулирующую деятельность частных операторов, имеющих свои пассажирские и грузовые вагоны. Частникам будут переданы внутренние и международные железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на основе условий государственно-частного партнерства или франшизы.
Частный сектор будет привлечен и к работе общественного транспорта, включая реализацию проектов на основе условий государственно-частного партнерства. Соответствующие предложения должны быть внесены в Кабмин до 1 августа. Стратегия развития инфраструктуры общественного транспорта будет разработана до 1 декабря 2022 года на примере Ташкента, а затем внедрена в Нукусе и во всех областных центрах.
Реформирование коснется также АК «Узбектелеком» и АО «Узбекистон почтаси» — стратегия работ будет создана до 1 сентября 2022 года.
Анна НИМ.