На днях,в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана состоялся настоящий перформанс в рамках уникального ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОГО ПРОЕКТА «АСМО» – 2022» — «АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ОМНИБУС», который стартовал 25 марта и завершился 1 апреля 2022 г.
В нем приняли свое участие музыканты из Центра традиционной музыки «Устатшакирт» (г. Бишкек, Кыргызстан), Центра музыкальной культуры «Хунар» (г.Худжанд, Таджикистан) и студенты кафедры «Композиции и инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана (Тургунов Асадбек, Турсунбоев Бекзод, Ибайжонов Шохаббос, Габриелян Николя, Фахриддинова Дильбар, Мухаммадов Гайратжон, Ахроров Джамшид, Абдугапаров Амаль).
Напомним, что это уже второй очередной проект подобного плана, который проводится в стенах «Лаборатории современной музыки». Первая волна проекта «АСМО» проходила 25 января 2022 г., которая завершилась совместным концертом участников 31 января 2022 г. в галерее «Bonum faсtum» в г. Ташкенте.В проекте также приняли свое участие состав «Лаборатории современной музыки», студенты кафедры «Композиции и инструментовки» ГКУз и музыканты из Киргизии и Бухары.
Проект «АСМО»- уникальный проект, который включает в себя целую систему духовных понятий, теоретических знаний, практических тренингов, а также различных видов занятий, цель которых — создание коллективных сочинений, а также настоящего перформанса за небольшой период времени под руководством опытных педагогов и музыкантов лаборатории: Артёма Кима, Джахонгира Шукура, Сухроба Назимова, Равшана Тухтамишева, Санжара Нафикова, Лемары Аблятифовой, Владислава Немтинова, Музаффара Расулходжаева, Людмилы Ким.
В рамках проекта «АСМО» были объединены молодые музыканты, актеры, танцоры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в «Лаборатории современной музыки» для изучения инновационной системы — «Метода Коллективной Резонансной Композиции» — «МКРК», которая представляет собой уникальную образовательную методику, специально разработанную опытными педагогами лаборатории. Эта методика включает в себя музыкальные, театральные и игровые тренинги, мастер-классы, семинары, лекции и практические занятия в области современного искусства. Спонтанная импровизация, ощущение чувства ансамбля и умение слышать форму — это непередаваемые эмоции и «творческие вибрации» от совместного процесса, в котором взаимодействуют друг с другом все участники проекта в лабораторных условиях.
Включение студентов кафедры «Композиции инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана в проект «АСМО» объясняется также целенаправленным изучением уникального метода «МКРК» — «Метода Коллективной Резонансной Композиции», развитием и расширением кругозора и мировосприятия, воспитанием художественного вкуса и мастерства, а также приобретением знаний и международного творческого опыта от тренеров лаборатории и исполнителей в области традиционной музыки из Кыргызстана и Таджикистана.
Недельная мини-лаборатория «АСМО» — это не только проект, это специальный курс обучения молодых авторов, в котором интегрируются все направления музыкальной деятельности: образовательная, информационная, научно-исследовательская, коллективная (по созданию совместных произведений), концертная (по созданию экспериментальных концертов) и др.
На днях таким экспериментальным концертом, завершающим недельный проект «АСМО», стал настоящий перформанс в «Лаборатории современной музыки» при Государственной консерватории Узбекистана, представляющий собой совершенно новый оригинальный жанр — саундраму.
Саундрама – это один из современных жанров коллективного творчества, который предполагает синтез искусств: музыкального, театрального, хореографического, кинематографического, режиссерского и др. В саундраме смешивается всё: звук, голос, инструмент, текст (речитатив, стих), актерская игра, пластический танец и тд. Участники саундрамы, вовлекаясь в совместный творческий процесс, в свободной атмосфере могут фантазировать, интегрировать, импровизировать и создавать уникальное коллективное сочинение без канонов в виде обобщенной программы, включая различные жанры и виды искусства. Каждый музыкант, актер, танцор, певец и поэт вносит свой собственный вклад в коллективное сочинение сквозь призму своей подготовки, мышления и мировоззрения.
В этот раз, в стенах «Лаборатории современной музыки», участниками проекта «АСМО» была показана настоящая саундрама, созданная на протяжении недели под руководством композитора, художественного руководителя и главного режиссера-постановщика – Артема Кима, где в традиционном и современном звучании, синтезировалось музыкальное, хореографическое и театральное искусство трех национальных культур — узбекского, киргизского и таджикского народов.
Основу обобщенной программы саундрамы составили тексты киргизских народных песен, а также дастанного наследия – эпоса «Манас». Одной из ярких реплик была фраза: «Без чего невозможно счастье?», несколько раз повторенная чтецами, повествующая о философском содержании саундрамы. Оригинальность ее в том, что она синтезирует в себе форму-состояние и форму-процесс. Музыкантов, актеров, танцоров и певцов объединял общий звуковой мир богатого и самобытного тюркского народа, где воедино сплелись жизнь и быт, обычаи и традиции, обряды и чаяния Центральной Азии.
Если говорить о музыкальной составляющей перформанса, то она разнообразна и богата по содержанию: синтез восточных инструментов и европейских, включение обрядовых песен из фольклора и соло-речитативов традиционных исполнителей из эпического наследия, имитация различных звуков природы, животных и человека на современных и традиционных ударных и духовых инструментах, а также введение танцевальных фрагментов – всё это создает различные состояния музыки: медитативное, праздничное, лирическое, драматическое, психологическое. На протяжении всей саундрамы в основном сохраняется медитативность – как одна из характерных черт мышления и образа жизни тюркских народов, своего рода самоуглубленность, погруженность, абстрагированность, интровертность, сосредоточенность, расслабленность и лишь в кульминационных и заключительных моментах она сменяется драматическими и лирическими состояниями. Время – медленно текучее, заставляя насладиться и проникнуться в постепенное развертывание музыкального процесса, также чередуется фрагментами с быстрым течением мысли.
Буквально за один час участникам проектам удалось завоевать сердца слушателей своими завораживающими и проникновенными сценами, где чувствовалась атмосфера творческой раскованности и яркой экспрессии, созданная одаренными музыкантами, талантливыми актерами и танцорами. Отметим дружескую сплоченность, невероятное чувство свободы и высокий профессионализм всех исполнителей проекта.
Настоящий перформанс прошел на высочайшем международном уровне и произвел ошеломляющее впечатление на публику. На протяжении 10-15 минут слушатели не отпускали талантливых ребят своими бурными аплодисментами, овациями и криками «браво». Подобный мини –музыкальный спектакль – перформанс – это уникальное явление в музыкальной жизни столицы, который вызвал бурю эмоций и будоражил сознание каждого.
В конце мероприятия состоялась торжественная церемония награждения всех участников проекта.
Заведующий кафедры «Композиции и инструментовки» Государственной консерватории Узбекистана, композитор, Нурали Эркаев, лично поздравил каждого участника и вручил памятные сертификаты.
Выражаем огромную благодарность Швейцарскому Бюро по Сотрудничеству в Узбекистане, Aga Khan Music Awards и Государственной Консерватории Узбекистана за реализацию данного проекта.
Посещайте музыкальные мероприятия — перформансы, которые не оставят Вас равнодушными и откроют перед Вами новый уникальный мир современного искусства.
Алина Кутлучурина, докторант PhD Государственной консерватории Узбекистана,музыковед