back to top
6.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 19 января, 2025

Подвинься, подруга, сяду рядом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться

Накануне Международного женского дня прошел премьерный показ фильма ветерана отечественного кино, режиссера Камары Камаловой «Ким деяй сени?» («Как тебя называть?»), созданного на студии «Бухорийлар» при поддержке «Узбеккино».

Режиссер Камара Камалова

Все просто, как в жизни

Этот фильм смотрится на едином дыхании. Сюжет прост, и течение кинематографического повествования происходит неспешно, последовательно. Женщина зрелого возраста Гавхар (акт.Малика Ибрагимова) живет в Бухаре, одна. Любимый супруг Саид давно умер, остались лишь воспоминания о нем, которые тревожат ее на протяжении всей картины. Из-за беспросветного одиночества она готова приютить дома и бродячую собаку, и юную сироту Лолу (акт. Камола Расулмухамедова), постучавшую в ее дом.

На первый взгляд они – Гавхар и Лола — очень похожи друг на друга своей отзывчивостью, чистотой, некой наивностью. Но это на первый взгляд. Их разнило нечто более глубинное, что является опорой каждой из них. Это воспитание, моральные устои (или их отсутствие) и… время, которое разделило взрослое поколение и молодое, выросшее не у домашнего очага,  а в мировом интернет-пространстве. 

Если для Гавхар много значат слова «дружба, самоотверженность, внутреннее единение с любимым человеком», то для детдомовской девушки главное – это найти богатого мужа, создать семью, завести детей. Лола попадает в мифическую ловушку «благоденствия», которая создана современной молодежью с явно потребительскими установками, низкопробными ценностями, бездуховностью. Все это приводит девушку на зыбкую почву лжи, воровства и предательства. Так Лола губит свою честь и достоинство. А еще она в чем-то повторяет участь матери, бросившей ее в младенчестве: осталась одна, беременной от обаятельного злодея Рахима (акт. Обид Абдурахманов),  который нещадно ей врет, бьет, подчиняет себе. 

Помимо основного, выше обозначенного вектора в картине прослеживается и скрытая линия. Своего рода дилемма. Гавхар – в прошлом успешная актриса, востребованная в театре, у которой не нашлось времени на рождение ребенка. В разговоре с юной сожительницей она с горечью спрашивает: «А мне это надо было?» Ведь что может быть важнее, чем рождение и воспитание другого человечка? Она это поняла слишком поздно. Работа или ребенок? Эта дилемма наиболее остро волнует именно восточную женщину, которая больше довлеет к дому, семейному очагу, чем эмансипированная женщина Европы и Америки. У этой старой женщины теперь жизнь заключена в воспоминаниях о прошлом. А что у нее в настоящем? Пустой дом, куда она хочет впустить тепло и любовь этой Лолы.

Искать правых в конфликте поколений, их отношении к жизни — дело хлопотное, а порой и бесполезное. За опрометчивым поступком Лолы – отдаться мужчине по расчету — всё же следует прощение старой женщины, которая готова помочь этой несмышлёной сироте. Но та совершает еще один подлый поступок: решает обмануть друга детства Анвара и выйти за него замуж, будучи беременной. Не удалось. Лола в итоге все же вернулась в дом бабушки Гавхар. Но этого мудрая женщина  уже не узнала, она тихо ушла из жизни, сидя среди рассыпанных на кровати дорогих ей фотографий.

Послевкусие

Такой фильм я ждала давно. И потому, что всё, что говорит главная героиня Гавхар, отзывается в моей душе только положительными эмоциями. И потому, что наконец-то узбекская женщина показана во всей своей мудрости, терпении, проницательности, доброте. Наш зритель просто устал от штампованных, как из-под конвейера, образов крикливых, глупых, жадных сумасбродок, которыми «потчуют» наш народ на кино- и телевизионных экранах  последние три десятка лет.

И велика роль сценариста Камары Камаловой, которая простую историю насытила умными, четко выстроенными диалогами, довела до логического завершения поведение каждого персонажа. Примечательно, что на экране звучит нормальная речь, без оскорблений, карикатуры и издевательства над узбекским языком.

Камара Камалова — мэтр отечественного кино, имеющая особую специфику в режиссуре, это делает ее стиль узнаваемым для знатоков киноискусства. В этом фильме режиссер смогла развести в разные стороны приоритеты своих героинь. Она четко прописала, показала, за кем  стоит правда. И сделала она преимущественно через неспешные диалоги, рваные взаимоотношения между Лолой и Гавхар.  Их разговоры  позволяют сублимировать ужасное настоящее Лолы в прекрасное прошлое Гавхар.

Что же я ощущала после кино? В нем есть аромат нашего времени. В нем есть послевкусие — горечь правды на устах. В нем есть восторг от очень тонкой, удивительной игры актрисы Малики Ибрагимовой. Именно ей можно приписать огромный успех в трактовке киноизображения. Свою лепту внесли и оператор Оскар Бахтеев, тонко чувствующий сценарный материал, у которого натурные, интерьерные съемки обогащали смысловую и изобразительную логистику картины. И художник-постановщик Бехзод Назаров, уделявший внимание как малым деталям — старая, деревянная дверь в доме Гавхар присутствует с щелями, щеколдой и бронзовой ручкой или пол в ее внутреннем дворике покрыт квадратным царским кирпичом, так и масштабным съемкам на улицах древней Бухары, освещенных косыми лучами затухающего солнца или в сказочной ночи. И продюсер Улугбек Абдуллаев, приложивший все мыслимые и немыслимые усилия для выпуска картины. И, наконец, успешная, дружная работа съемочной группы.

Возвращаясь с актерской игре Малики Ибрагимовой, хочется добавить, что она проникает в душу, порой это происходит до дрожи в теле. Трагизм ее  роли почти сродни накалу страстей в шекспировских произведениях. Ее молчание прекрасное, весомее золота, которым покрыты оскаровские статуэтки. Взгляд ее добрых и строгих глаз зажигает у зрителя душевные светлячки… И почему-то, когда тихо уходит из жизни эта героиня, эти светляки тоже затухают. На душе становится темно и холодно.

Как давно я не ощущала подобное, глядя на большой экран. Мои чувства были встревожены. Мысли, приоритеты продолжали вести диалог друг с другом. Значит, это меня тронуло? И вновь, включив фильм  уже на компьютере, мне так и хотелось сказать героине Гавхар: «Подвинься, подруга, сяду рядом. Я хочу еще с тобой поговорить».

Муяссар Максудова, киножурналист.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень хотелось бы посмотреть этот фильм и русскоязычной аудитории. Надеюсь, он будет переведен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Без вины виноватый

Новый 2025 год у 69-летнего пенсионера Мансура Мирбабаева начался с похода в суд. 3 января в Янгиюльском городском суде...

Больше похожих статей