Вопросы социальной защиты уязвимых слоев населения, включая трудовых мигрантов, в Республике Узбекистан всегда оставались актуальными для государственной политики, о чем свидетельствует устойчивая динамика расходной части Государственного бюджета
на социальную сферу. В частности, в 2020 году расходы по данной статье бюджета выросли до 144,1 трлн сум по сравнению с 79,7 трлн сум в 2018 году (рост на 82,3 %).
С точки зрения экономики трудовая миграция является естественным процессом развития государства, в ходе которого перемещение трудовых ресурсов приводит к росту благосостояния страны их происхождения. Так, согласно данным Всемирного Банка, в 2019 году денежные переводы мигрантов в Узбекистан составили 14,7 % от ВВП[1].
Результаты проведенного Исследовательским институтом правовой политики анализа нормативно-правовой базы показали, что в период
2013-2021 гг. в сфере трудовой миграции было принято почти 100 нормативно-правовых актов, из которых 6 законодательных, 63 подзаконных, а также 30 ведомственных актов. В частности, приняты законы Республики Узбекистан «О занятости населения» в новой редакции и «О частных агентствах занятости». За 2021 год Узбекистаном ратифицированы 4 конвенции и 1 протокол Международной организации труда.
Начиная с 2016 года в Узбекистане проводится реформа в сфере трудовой миграции. В частности, постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 мая 2018 года № ПП–3743 в стране организованы филиалы Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений, а также его представительства за пределами Узбекистана. Одной из основных задач данного агентства определено оказание содействия гражданам Республики Узбекистан в реализации их прав на трудовую деятельность за рубежом путём эффективного управления и контроля за процессами организованного набора, подготовки, проведения адаптационных мероприятий и трудоустройства.
Принятый в новой редакции, Закон «О занятости населения» определил основные направления государственной политики в сфере занятости, в числе которых стимулирование создания рабочих мест и содействие занятости населения, материальная поддержка и социальная защита безработных, содействие гражданам в трудоустройстве за пределами Республики Узбекистан и ряд других. В процессе разработки данного закона изучено законодательство европейских, азиатских стран и государств СНГ, учтены рекомендации МОТ, основные параграфы приведены в соответствие с международными актами. Законом также предусмотрено формирование государственного заказа на создание новых рабочих мест, при котором организации-исполнители получают ссуду из Фонда содействия занятости на срок до трех лет в размере до 50 БРВ
на одно рабочее место. За обеспечение занятости каждого социально уязвимого человека сверх минимального числа для организаций предусматривается механизм субсидирования в течение 12 месяцев.
Для обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан, выезжающих на работу за пределы республики, а также вовлечения
в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов постановлением Президента Республики Узбекистан
от 5 июля 2018 года № ПП–3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан создан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, для финансирования расходов по:
– оказанию правовой и социальной защиты, а также материальной помощи гражданам, подвергшимся насилию, принудительному труду
и дискриминации, нарушению трудовых и иных прав, попавших в сложное финансовое положение и оставшихся без документов, устанавливающих личность, средств к существованию в период осуществления трудовой деятельности за рубежом;
– созданию в регионах республики и оснащению центров предвыездной адаптации, профессиональной подготовки, обучения и тестирования по знанию иностранных языков, подтверждения профессиональной компетенции граждан, выезжающих для осуществления трудовой деятельности за рубеж;
– предоставлению трудовым мигрантам микрозаймов по кредитным линиям, открываемым в коммерческих банках, на оплату расходов, связанных с трудоустройством за пределами Республики Узбекистан и других.
В целях внедрения новых действенных механизмов всестороннего содействия повышению занятости и увеличению доходов населения, постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2021 года № ПП-5094 утверждена Государственная программа создания новых рабочих мест и содействия занятости населения на 2021 год, по итогам реализации которой создано более 381 тыс. новых рабочих мест. Cозданы 16 моноцентров по обслуживанию безработных, 59 районных и городских центров профессионального обучения, в 136 махаллях созданы специальные места для профессионального обучения. В целях обеспечения социальной защиты мигрантов учитывается трудовой стаж граждан, работающих за рубежом.
На них, как и на самозанятых лиц, распространяется порядок регистрации
и подсчета трудового стажа. Трудовым мигрантам выделяются кредиты
в размере до 10 млн сумов по низкой процентной ставке на оплату проезда, патентов и расходов на страхование. Также запущена квалифицированная служба адвокатов для обеспечения полной правовой защиты наших граждан за рубежом, созданы онлайн-платформа и call-центр.
Актуальным инструментом роста создания рабочих мест являются также целевые внешние заимствования. Например, в конце 2020 года Азиатский банк развития одобрил заём в 93 млн долларов на проект по повышению конкурентоспособности в Узбекистане и стимулирования инклюзивного роста для реализации проекта по развитию квалифицированной рабочей силы в пяти областях: строительство, текстиль и швейные изделия, ИКТ, агробизнес и пищевая промышленность, ремонт и обслуживание техники. Проект предусматривает несколько ключевых этапов развития навыков – от разработки учебных программ до обучения на рабочем месте и трудоустройства для 60 тыс. человек, в том числе 48 тыс. безработных, ищущих работу и 500 человек
с ограниченными возможностями[2].
Между профильными ведомствами Республики Узбекистан и Российской Федерации было заключено соглашение о реализации пилотного проекта по организованному трудоустройству 10 тыс. граждан Узбекистана на строительных работах 21 строительной организации в 10 областях России. Для облегчения
и ускорения процесса процедуры по оформлению патента, медицинскому освидетельствованию и дактилоскопической регистрации были перенесены
в Узбекистан, для чего в Ташкент прибыло 40 специалистов Федерального медико-биологического агентства России и 6 сотрудников Паспортно-визового сервиса МВД, доставлено 12 тыс. доз вакцины от коронавируса[3].
С 2007 года в рамках сотрудничества более 34,7 тыс. узбекистанцев отправлены на работу в Южную Корею. В сентябре 2018 года в городе Кванджу было открыто представительство Агентства по внешней трудовой миграции. В настоящее время около 9800 граждан нашей страны работают в Южной Корее, а ежегодная квота выросла до 3-3,2 тыс. человек[4]. На официальном сайте Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан запущена специальная онлайн-услуга по отправке граждан Республики Узбекистан в Южную Корею[5].
Говоря о перспективах развития социальной и трудовой политики государства, необходимо отметить, что в настоящее время Олий Мажлисом Республики Узбекистан рассматривается проект закона «О внешней трудовой миграции», который должен комплексно охватить организационно-правовые аспекты трудовой деятельности граждан за пределами страны, а также определить основные направления государственной политики в области внешней трудовой миграции. Также, Министерством занятости при участии международных консультантов МОТ разрабатывается проект Национальной стратегии занятости Узбекистана, определяющей ключевые направления развития страны в сфере поддержки занятости населения[6].
На 2022 год в рамках отраслевых и региональных инвестиционных программ запланирована реализация 9 тысяч проектов на 22 млрд долларов
и ожидается создание 305 тысяч новых рабочих мест[7].
6 ноября 2021 года на церемонии вступления в должность Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым было отмечено, что к 2026 году посредством обеспечения занятости населения, обучения за счет государства молодежи и безработных граждан востребованным профессиям намечается сократить бедность в 2 раза, а в целях обеспечения занятости женщин, дальнейшего повышения их роли и статуса в государственном и общественном управлении будет принята соответствующая Национальная программа.
В целях дальнейшего развития реформ в данном направлении, Исследовательский институт правовой политики считает целесообразным рассмотреть вопрос разработки программ целевой подготовки молодых специалистов по специальностям, востребованным на международном рынке труда, с особым упором на изучения языков и навыков общежития в стране назначения. При этом, эффективность реализации может быть достигнута также за счет упрощения лицензионно-разрешительных процедур
по направлению трудовых мигрантов в зарубежные страны. Актуальным вопросом также остается активизация деятельности Агентства по вопросам внешней трудовой миграции и его региональных и зарубежных подразделений по увеличению числа стран, принимающих трудовых мигрантов из Узбекистана.
В части совершенствования нормативно-правовой базы по рассматриваемым аспектам целесообразно рассмотреть вопросы присоединения к основным международным документам в области миграции населения, и в первую очередь к Конвенции ООН «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», а также инвентаризации действующих и заключения новых двусторонних и многосторонних договоров с партнерами Узбекистана по трудовой миграции. При этом необходимо обеспечить комплексную проработку всей сопутствующей проблематики (избежание двойного налогообложения, пенсионное и социальное обеспечение, страховка и возмещение расходов при несчастных случаях, смерть работника за рубежом и т.д.). Также предлагается разработать и подписать соглашения со всеми странами СНГ, ШОС и Балтии об упорядочении взаимного обмена трудовыми мигрантами и борьбе с торговлей людьми.
Ожидается, что комплексная реализация указанных инициатив в контексте устойчивого роста эффективности международного сотрудничества по вопросам занятости и трудовой миграции позволит обеспечить благосостояние страны и народа.
АБДУЛАЗИЗ РАСУЛЕВ, заместитель директора Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор
ЭЛЬДАР ШАЙДУЛИН, начальник отдела Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан
[1] Вместо того, чтобы бороться с трудовой миграцией, Таджикистан и Узбекистан ее поддерживают // https://repost.uz/a-kak-dalshe
[2] https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/14/adb/
[3] https://www.podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-rossiya-dialog-partnerov-/kak-v-uzbekistane-otbirayut-migrantov-dlya-raboty-v-rossii-foto/
[4] https://yuz.uz/ru/news/uzbekistan—yujnaya-koreya-vzaimnoe-doverie-i-interes—glavne-printsip-osobogo-strategicheskogo-partnerstva
[5] https://mehnat.uz/ru/services/rabota-v-koree
[6] https://mehnat.uz/ru/news/uzbekistan-razrabatyvaet-nacionalnuyu-strategiyu-zanyatosti