В Ташкенте завершила работу экспертная встреча по вопросам свободы вероисповедания и совести, работу которой Центру изучения региональных угроз, помогли организовать Комитет по делам религии при Кабинете Министров и Министерство Юстиции.
В работе мероприятия приняли участие представители ведущих конфессий в Узбекистане, национальные эксперты, директор программ по ЦА «Поиск личных интересов».
Цель экспертной встречи — использование созданной диалоговой площадки для представителей гражданского общества, экспертов и религиозных конфессий для продвижения ценностей толерантности и межконфессионального диалога, направленных на противодействие идеям экстремизма и терроризма.
Задачи экспертной встречи:
Определить барьеры в продвижении межконфессионального диалога; Определить вредоносные нарративы, продвигающие нетолерантность, идеи экстремизма и терроризма; Определить пути, инструменты и механизмы продвижения толерантности и межконфессионального диалога, как один из инструментов по недопущении экстремизма и терроризма в Узбекистане.
К участникам экспертной встречи с приветственным слово обратились представитель КПДР Шароп Рисикулов, представитель Министерства юстиции Гульчехра Фазылова, директор программ по ЦА «Поиск личных интересов» Кенешбек Сайназаров.
С докладом: «Исламское большинство и конфессиональные меньшинства в Узбекистане: современное состояние и новые вызовы» выступил профессор Бахтиёр Бабаджанов, Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана.

Одним из важных посылов настоящего доклада является тезис о том, что государственные структуры должны быть регуляторами религиозной жизни и самое главное арбитром в толерантных отношениях внутри страны.
Еще один тезис, который прозвучал в докладе и на который необходимо обратить особое внимание – государство, его высокопоставленные чиновники, руководители государственного аппарата, министерств, ведомств, избранных народом организаций — должны консолидировать свои высказывания о том, что в Республике Узбекистан, в соответствии с Конституцией — религия отделена от государства и в основах нашей страны лежит светский принцип государственного устройства и жизни.
В дискуссии, развернувшейся после доклада свои мнения по проблемам, обозначенным в выступлении проф. Б.Бабаджанова, приняли участие представители неисламских конфессий, зарегистрированных в Министерстве Юстиции Республики Узбекистан:
Епископ Римско-католической церкви в Узбекистане Ежи Мацулевич, Глава немецкой евангелическо-лютеранской церкви Людмила Шмидт, Заместитель настоятеля буддийского храма Александр Хегай, Глава Ташкентской еврейской религиозной общины Аркадий Исахаров, Глава армянской апостольской церкви А.Гирогорян, Представитель Русской православной церкви Сергей Стаценко.
Представители конфессий констатировали, что либерализация и демократические перемены упростили деятельность религиозных организаций, но вместе с тем настаивали на государственном контроле за абсолютным исполнением, принятых законодательных актах.
Вместе с тем представители конфессий обратили внимание на факты, с которыми последние месяцы сталкиваются их паства:
1. Прихожане жалуются, что дети, принадлежащие к неисламских конфессиям, играя на улице, сталкиваются с тем, что их сверстники не желают общения с ними.
2. Некоторая часть молодежи все чаще выражает негативное отношение к музыке, светскому образу жизни.
3. Представители православной конфессии рассказывают, что некоторые таксисты отказываются их подвозить, когда называю адрес – церковь.
4. Некоторые молодые ребята принципиально отказываются объясняться на русском языке.
5. В магазине золотых изделий покупатели отказываются от покупок потому, что на одной витрин продается изделие — христианский крест.
6. Пропагандисты религиозно-экстремистских организаций, находящиеся за рубежом, в своих проповедях разжигают межнациональную и межконфессинальную рознь.
7. Молодежь все чаще проявляет не толерантность.


Все это связано с недостаточным уровнем светского образования, не умением молодыми людьми критически оценивать информацию, которую черпает на просторах интернета, из социальных сетей, которые фактически «подмяли» часть обучения в образовательных учреждениях Узбекистана.
Победа «Движения Талибан» в соседнем Афганистане всколыхнула часть молодежного общества. Пример радикального ислама в Афганистане для этой части молодежи широко обсуждается с нереалистичным приукрашиванием действительности.
Один из политологов, участник экспертной встречи — директор ННО «Караван знаний» Фархад Талипов не разделил обеспокоенность представителей конфессий ростом радикализации в молодежной среде. По его мнению, молодежь живет двумя жизнями: в своеобразной матрице — в виртуальном мире (который захлестнула одиозная пропаганда) и в реальной жизни.
По мнению Ф.Талипова реальная жизнь все же происходит не в матрице, а в реальном мире, в котором толерантность значительно преобладает. Поэтому Ф.Талипов считает, что не стоит заострять внимание на проблемах, с которыми сталкиваются прихожане неисламских конфессий. Многое, что случается – это результат бытового национализма и не более того.
Решать проблемы, которые возникают в нашем обществе должны государственные структуры, например, вредоносный контент должен быть нивилирован или уничтожен.
По мнению Ф.Талипова необходимо усилить работу по противодействию экстремизма в виртуальном пространстве через более эффективных, чем у наших противников, проповедников, умеющими конкурировать с деструктивными идеями.
Вместе с тем, по мнению Ф.Талипова, серьезные опасения вызывают привнесенную в нашу жизнь из других стран, внешние атрибуты исламской жизни, например, черные бурки/хиджабы, когда у женщин видны только глаза. Тревога за внешний вид, включая длинные бороды у мужчин, основывается на том, что позже, тяга к внешней атрибутики, может привести к действиям, может быть таже трудно предсказуемым. Возможно, что необходимо воспринимать такую действительность серьезно и даже государство должно принять непопулярные решения, чтобы обеспечить более мирное, но предсказуемое будущее.
По мнению Ф.Талибова влияние нынешней идеологии Афганистана на Узбекистан преувеличено: «мы разные страны и негативное влияние с юга на наше общество невозможно».
С таким мнением не согласилась директор ННО Центра переподготовки журналистов Гульнара Бабаджанова, которая рассказала, что даже часть журналистов – несомненно образованная часть общества, все чаще высказывает радикальные взгляды на современную жизнь, забывая об основном Законе страны – Конституции.


К сожалению, у наших граждан во многом идеологический вакуум в головах, который легко заполняют идеологи экстремизма. Нынешняя молодежь не знает толерантности, которая была свойственна их родителям. Для того, чтобы исправить ситуацию нужна большая и серьезная работа.
Между тем, Г.Бабаджанова обратила внимание на отсутствие сотрудничества между лидерами конфессий и журналистами. А такое сотрудничество крайне необходимо.
По исследованиям, которые проводили в Центре «Маъно», когда молодые ребята до 17 лет учатся в школе, общаются с родителями, сверстниками — они социализированы, но потом они или едут в Россию, или начинают работать на рынках и к 18 годам, под влиянием окружения меняются и уже бьются за места на джума-намаз в мечетях. Всего 1 год приводит к десоциализации молодежи и это серьезная проблема. Единственный выход из ситуации – это индустриализация, отход от патриархальных устоев.
Еще одна проблема – это имамы, которые стараются бороться в интернете с радикалистами, подвергаются обструкции в комментариях пользователей, им угрожают, оскорбляют, грозят расправой. Примером может служить имам Шукрулло-домла, который попытался защитить русский язык в общении, но сразу же подвергся угрозам во многих сотнях комментариях. Такие имамы должны быть поддержаны государством.
Главное наше оружие заключается в поддержке проповедников, которые говорят о межконфессиональной терпимости.
Еще один пример – стратегия гендерного развития. Антимодернизаторы выступают против широко участия девушек в программах гендерного равенства – это тоже серьезная проблема.
Поэтому необходимо уделять огромное внимание межконфессиональному, межнациональному согласию, поддерживать те достижения, которые имеются в нашей стране. Невозможно отступать от светскости государства, такое отступление крайне опасно для будущего страны.
Особенно опасна десоциализация молодежи, на примерах девушек, которые вынуждены останавливать свой профессиональный рост, вместо этого заниматься домашними делами.
Б.Бабаджанов выразил благодарность организаторам за формат встречи, который полезен и важен государственным структурами и многим конфессиям.
Виктор МИХАЙЛОВ, директор Центра изучения региональных угроз.
Очень важная тема, очень своевременно организовано данное мероприятие. Уже давно замечено, что государство отступает от светского пути развития, что грозит большими проблемами не только в социальной сфере, но и в экономическом развитии. Вместо обучения реальным востребованным профессиям молодежь идёт учиться тому, что не способствует развитию страны, а, наоборот, тормозит его. Любая религия должна быть для души, для себя и не становиться средством разжигания неприязни и вражды между людьми. Очень хочется надеяться, что мы не погружаемся в страшный период религиозных войн, в средневековье, а будем, несмотря ни на что, двигаться вперёд, к настоящему цивилизованному обществу, в котором ценят не религиозную принадлежность, а культуру и образованность.
И что если отказываются говорит на русском языке? Получается, некоторые не хотят учить узбекский — язык нашего общества и государственности, а узбеки обязаны говорить на их языке?
Русский язык считаеться международным ,во всем цевелезованом мире .