Жители Узбекистана жалуются на биологически активные добавки, не оправдавшие их ожидания. Агентство по защите прав потребителей помогло покупателям, понадеявшимся на «волшебные» средства, вернуть 33,7 миллиона сумов.
Биологически активные добавки к пище — это концентраты природных или идентичные природным биологически активные вещества, полученные при переработке продовольственного сырья или искусственным способом и предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов, поясняет пресс-служба Агентства. БАДы применяются как дополнительный источник биологически активных веществ: пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, аминокислот.
Однако реклама часто преподносит БАД как лекарство, вводя покупателей в заблуждение. Агентство рассмотрело более 461обращений от граждан и выявило в ходе мониторинга более 495 случаев нарушения рекламного законодательства в сфере реализации БАДов.
Так, в рекламе препарата Helix Original упоминаются конкретные заболевания, а сам БАД подается как средство, оказывающее лечебный или профилактический эффект. В ролике есть выражения «прекрасное средство», «скажите «стоп» остеоартриту и болям в суставах», «боль в суставах сразу исчезнет», «оказывает обезболивающий эффект».
Переписка с уполномоченными органами показала, что препарат прошел регистрацию как БАД, а ролик вводит потребителей в заблуждение, создавая ложное впечатление, будто добавка может заменить лекарственное средство. Это противоречит закону «О рекламе», статья 13 которого запрещает недостоверную рекламу, способную в результате неточности, двузначности, преувеличения, умалчивания ввести в заблуждение потребителей.
По такому же принципу рекламируется и БАД «Система очищения Доктор Море». В ролике говорится о профилактике конкретного заболевания и используются преувеличения.
В Агентстве напомнили, что в соответствии с «Положением о размещении рекламы» реклама биологически активных пищевых добавок не должна:
— создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
— содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате их применения;
— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с их применением;
— побуждать к отказу от здорового питания;
— создавать впечатление об их преимуществах путем ссылок на факты о проведении исследований, государственной регистрации, а также использования результатов иных исследований в форме прямой рекомендации к их применению.
Агентство сообщило, что покупателям БАДов, обманутым рекламой, возвращено 33 миллиона 700 тысяч сумов, и попросило узбекистанцев не заниматься самолечением.
Анна НИМ.