Пресс-служба Общенационального движения «Юксалиш» опубликовала отчет о результатах общественного обсуждения социально резонансной темы коррупционных рисков при приеме детей в школу.
ОНД «Юксалиш» провело данное исследование в рамках проекта «Создание первых антикоррупционных лабораторий в Узбекистане». Партнерами его выступили ННО «Региональный диалог» из Словении и Агентство по противодействию коррупции.
Антикоррупционные лаборатории – это экспертные организации, ведущие исследования коррупционных рисков по всей стране, привлекающие общественность к своим исследованиям через участие в опросах и анкетировании. В данном случае проводились интервью и заполнялись анкеты по вопросу коррупции при поступлении детей в начальную школу.
Охват проведенного исследования следующий: опрашивались родители первоклассников в 14 регионах Узбекистана, 114 школах. Пилотное исследование было начато в апреле в двух ташкентских школах, на вопросы отвечали три группы респондентов. После этого в мае-июне географию расширили до 114 школ и 14 регионов, 28 городов и 31 райцентра, 31 сельского населенного пункта. Общее число участников опроса составило 4920 человек, среди которых 144 директора школ, 1563 учителя начальных классов и 3243 родителя первоклашек.
Полученные результаты опроса были проанализированы и представлены к общественному обсуждению, в котором приняли участие госорганы, а также международные и национальные эксперты по противодействию коррупции, в сфере народного образования и др.
Они выявили факты непрофессионального или коррупционного поведения в каждой из трех групп опрошенных (учителей, директоров и родителей). Также ответы позволили сформулировать общие тенденции, связанные с коррупционных поведением, которые влияют на прием детей в школу и на качество образования.
Факторы, которые делают возможным коррупцию при приеме в школу – это квотирование микроучастков, переполненные классы, отсутствие критериев языкового отбора, низкое качество образования и недочеты в регулировке самого процесса приема ребенка в школу.
Оказалось, что каждый пятый родитель первоклашки не смог устроить ребенка по месту жительства, потому что не хватило квот микроучастков и в школах отсутствовали свободные места. Больше всего подобных проблем в Наманганской области (52%), Андижанской (37,5%), Ташкентской (29%), Хорезмской (26%).
Причина же недостаточного количества свободных мест в недостаточности бюджетного финансирования, из-за чего учителя и директора ведут себя неэтично, а родители из своего кармана финансируют школы.
Помимо этого на возможность коррупции влияют следующие тенденции: инфраструктурные сложности, недостаточная обеспеченность школ, низкая заработная плата работников образования, недостаток квалифицированных сотрудников, психологическая неготовность детей к школе, а также давление, которое оказывается с разных сторон – как со стороны родителей, так и со стороны вышестоящих (над школой) организаций.
Презентация, сделанная «Юксалиш», раскрывает механизмы подобного поведения, знакомит с выводами и рекомендациями. Представители ведомств, задействованных в проекте, представители гражданского общества, международные эксперты и журналисты после демонстрации высказали свое мнение по поводу увиденного.
Теперь результаты опроса и рекомендации, среди которых есть и поправки, которые нужно внести в законодательство, и меры по совершенствованию существующих практик и процедур, и сама методология исследования будут внесены на рассмотрение Министерства народного образования и в Национальный совет Узбекистана по противодействию коррупции.