23 ноября 2021 года в Ташкенте, в органном зале Государственной Консерватории Узбекистана состоялся яркий и интересный концерт фортепианной музыки. Талантливый исполнитель – студент 4 курса кафедры специального фортепиано, лауреат республиканских и международный конкурсов Никита Стеценко.
Имя этого молодого пианиста хорошо известно слушателям. Ещё учась в РСМАЛ имени В.А.Успенского в классе Л.Р.Флорентьевой, он регулярно выступал на сцене со сложными серьёзными программами, проявляя любовь к музыке и неподдельный энтузиазм. Фортепианные сонаты Л.Бетховена, концерты и этюды Ф.Листа, этюды и баллады Ф.Шопена, фортепианная фантазия «Исламей» М.Балакирева – вот неполный, но впечатляющий перечень произведений из «школьного» репертуара нашего исполнителя.
В Государственной консерватории Узбекистана молодой пианист занимается у Эльмиры Зукруллаевны Миркасымовой, выдающегося музыканта и педагога, класс которой является одним из самых сильных и талантливых в учебном заведении. Под руководством своего педагога Никита сделал значительные успехи, из года в год мы наблюдаем становление серьёзного и грамотного музыканта с большим будущим. Интеллигентный, застенчивый, обладающий какой-то хорошей внутренней тревожностью, молодой человек преображается во время исполнения. Ему присуща мощная, эмоциональная «мужская» игра, но одновременно глубокое погружение в тонкие поэтические образы, в воплощение которых ему удаётся привнести свою фантазию и понимание. Отметим также бережное отношение к тексту, точность и аккуратность пассажей, внимание к звуку, «воздушность» пауз.
Надо заметить, концертный зал был полон. Публика воспринимала выступление молодого солиста с вниманием, и даже с трепетом, — такая поразительная стояла тишина. А аплодисменты и выкрики «Браво» звучали как благодарность за хорошую музыку и исполнение.
Программу концерта составили произведения – «жемчужины» фортепианного репертуара, среди которых выделим «32 вариации» Л.Бетховена, Чакону И.Баха-Ф.Бузони, Фантазию-сонату «По прочтению Данте» Ф.Листа, Вторую фортепианную сонату С.Рахманинова. Это всё масштабные, величественные сочинения, экспрессивные, основанные на драматической контрастности. Исполнителю удалось передать и бесконечное богатство образов, и оркестровый колорит звучания. Особенно ярко это было слышно в Чаконе, где порой явственно слышался орган, а в другие моменты игры возникали ассоциации со струнными, или с духовыми инструментами.
В целом весь концерт воспринимался как единый цикл. От одного произведения к другому тянулись интересные нити взаимодействия. Так, тема вариаций Бетховена образно объединялась с Чаконой Баха-Бузони. Включённая в программу «Музыкальная картина» белорусского композитора В.Оловникова корреспондировала с интонациями и образами сонаты Рахманинова.
Итак, праздник музыки состоялся. Пожелаем молодому музыканту удачи и дальнейших творческих свершений!
Музыковед Эльвира Абдуллаева