Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva представил в Ташкенте многогранный мир танца в программе грандиозного балетного «Вечера современной российской и зарубежной хореографии».
В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои 5 ноября, словно в допандемические времена, был аншлаг. Зрители заполнили даже балконы.
И не обманулись в ожиданиях: российские хореографы показали работы, созданные специально для Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Каждый номер программы Вечера предстал как отдельный балетный спектакль — яркое и выразительное хореографическое высказывание. И у каждого номера — своя история.
Так, постановка «Синергия» в хореографии Анны Шеклеиной и Александра Фролова, создавалась в пространствах Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина для фильма «Слепок». Это кросс-медийное произведение, в котором соединились изобразительное искусство, современный танец, музыка и кино. Хореография позволила переосмыслить сюжеты, созвучные истории западноевропейской цивилизации.
Постановка, чтобы дойти и до театрального зрителя, была сведена с экрана на грешную землю и перенесена в сценическое пространство. В этом номере Он и Она парили в лучах света, прекрасные в свободе и многообразии пластических способов выражения эмоций. И туман сцены невольно ассоциировался с призрачным в эти дни в завесе пыли Ташкенте.
Современный балет далеко не все любят и понимают, но он, тем не менее, почти всем интересен. Смелый, откровенный в выражении правды тела и души, ироничный и саркастичный или пронзительно лиричный, современный балет говорит со зрителями на своём языке. Порою метафорически поэтичном, или языке резком, тонком, драматичном, комичном…
В нём нет выверенной красоты поз и симметричного рисунка танца, свойственного классике. Современный балет эмоционально раскован, смел и откровенен. Танцовщики не боятся встать на полную стопу и освободить тело от прекрасных, но строгих канонов классической хореографии. Здесь нет тонких до прозрачности героинь — он требует тренированного и сильного тела, способного совершать головокружительные трюки, па и поддержки, которыми изобиловали все работы в программе Вечера.
Вот работа «Удар» Эрнеста Нургали. Она принесла постановщику победу на конкурсе Молодых хореографов Context. Diana Vishneva в 2020 году
«Пагоды» Константина Семенова на музыку Клода Дебюсси чаровали пластикой, создавая впечатление то струящейся воды в ручье и перекатывающихся в ней камушков, то отражений в озёрной глади.
С первыми звуками «Ave Maria» Дж.Каччини в исполнении Ирины Богачёвой (на самом деле, музыку создал русский композитор В. Вавилов), зрители приготовились к возвышенной пластике.
Но хореографическое решение Анны Шеклеиной и дуэт Евгении Турушкиной и Александра Фролова продемонстрировали совершенно неожиданную, очень земную палитру человеческих отношений и раздираемой противоречиями души.
Работа «Черная пятница» хореографа Ирины Кононовой вызвала бурные аплодисменты — недаром она получила приз зрительских симпатий на фестивале Context Diana Vishneva в 2018 году.
Уникальный стиль, хореографическая техника и мастерство в работе с пространством, звуком и декорациями, превратили каждую из работ в филигранное театральное и танцевальное действо.
Фестиваль Context Diana Vishneva проходит ежегодно осенью в Москве и Санкт-Петербурге, и его участники в разные годы высоко оценены жюри Конкурса молодых хореографов.
Глобальная миссия проекта — в повышении уровня российской современной хореографии, её интеграции в культурный мировой контекст. Фестиваль стремится помочь также профессионалам в странах СНГ в развитии творческих способностей, а зрителю — увидеть современную хореографию как мир, где важна не только форма, но и смыслы, воплощённые хореографами и артистами.
Программу Вечера дополнила также оригинальная постановка Максима Петрова “Русские тупики II”. В 2021 году хореограф получил за эту работу Национальную театральную премию “Золотая маска”.Завершил Вечер психологический дуэт «Старик и я» голландского хореографа Ханса ван Манена. Это был настоящий подарок Вечера, ведь партии в дуэте исполнили художественный руководитель фестиваля, прима-балерина Диана Вишнёва и выдающийся балетный артист 20 века, балетмейстер и хореограф Владимир Малахов.
Композиция, полная тончайших эмоциональных нюансов, рассказывает о хрупкости человеческих отношений. Она о любви — радости и счастье, разочаровании и прощании. Исполненная чувственности и энергии в первой части, драматизма и тихой меланхолии — во второй, эта хореографическая новелла создана для профессионально зрелых исполнителей, имеющих достаточный жизненный опыт. Выдающимся звёздам балета Вишнёвой и Малахову его не занимать.
Вечер балета подошёл к концу. Публика выразила свой восторг продолжительными овациями.
Среди зрителей было немало студентов Ташкентской Государственной Высшей Школы национального танца и хореографии, Государственной академии хореографии Узбекистана и других хореографических учебных заведений столицы, работников культуры, преподавателей. Были и зрители из инклюзивных ресурсных центров.
Организатор Вечера — Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан — постоянно расширяет международные культурные связи, развивает меценатство в стране и продвигает культуру Узбекистана на мировой арене.
Тамара САНАЕВА