В Государственном Академическом Русском Драматическом театре – премьера. Коллектив театра — Главный режиссёр – Заслуженный артист Республики Узбекистан Валихан Умаров – предпринял довольно смелую попытку взяться за постановку широко известной пьесы А.П.Чехова «Свадьба», основанной на его же рассказах «Брак по расчету» и «Свадьба с генералом» с использованием мотивов более ранних произведений, объединенных той же темой («Перед свадьбой» и «Свадьба»).
Смелость, на мой взгляд, заключается в том, что после выхода на экран этих произведений, осуществлённых кинорежиссером Исидором Анненским в 1938 и 1944 годах и сумевшим собрать великолепные ансамбли актеров сатирического дара: в одном случае — Михаила Жарова, Ольгу Андровскую, Ивана Пельтцера, а в другом — Ф.Г. Раневскую, Э.П. Гарина, С.Я. Мартинсона, А.Н. Грибова, О.Н. Абдулова, и В.П. Марецкую, постановки спектаклей даже в ведущих московских театрах, не имели должного успеха. Все сравнения были в пользу киноверсий.
Для осуществления этого замысла в Ташкент был приглашён молодой московский постановщик И. Чумаченко, который с помощью художника-постановщика А. Глинской сумел создать своеобразный спектакль-шутку о любви и трудностях откровения при решении самых важных вопросов жизни. Их персонажи – импульсивные и эмоциональные люди, которые, начиная любой разговор, до последнего отстаивают исключительно свою точку зрения, что приводит к постоянным конфликтам и недоразумениям. По замыслу постановщика пред зрителем ставится вопрос: Если от любви до ненависти – один шаг, то, сколько же от ненависти до любви?
Но, на мой взгляд, хотели ли этого авторы спектакля, или нет, но по ходу просмотра у зрителя возникают более глубокие вопросы о лицемерии, о верховенстве низменных интересов, о бездуховности, которые приводят к браку по расчёту. Именно этот фактор позволяет считать пьесу А.П.Чехова как бы родоначальницей традиции, нашедшей затем продолжение у В.В. Маяковского в пьесе «Клоп», и у Б. Брехта в «Мещанской свадьбе».
Актёры Заслуженный артист Узбекистана О.Галахов, Н.Спиридонова, Ю.Антипин, С.Архипов, И.Бухаидзе, Е.Белова, А.Пенькова, А.Заровский, А.Ким, С.Хасанов стремятся выглядеть значительными в своих ролях и тем самым обнаруживают подлинную сущность чеховских героев. Юмор органично проявляется в несоответствии слов и дел, притязаний и внутренней сущности персонажей.
В «Медведе» другая ситуация – постановщик делает акцент на красивой, яркой внешности К.Савченко, которая удачно играет Е.И. Попову, она блистательно привлекает внимание всех зрителей – и мужчин, и женщин. Роль Г.С.Смирнова старательно исполняет И.Ненашев, Луку – достаточно умело А.Урманов.
В спектакле есть кураж, есть смакование, есть нужная интрига. Он удался. Я убеждён, что зрители не останутся равнодушными к этой новой любопытной работе театра. Долгие аплодисменты и крики «Браво!» подтверждают мои скромные суждения.
А.ХОДЖАЕВ