Конференция ООН по изменению климата (COP26) должна стать поворотным моментом — от переговоров по климату к климатическим решениям.
Конференция по изменению климата Организации Объединенных Наций по климату Организации, также известная как COP26, является 26-й конференцией по изменению климата Организации Объединенных Наций. Она будет проходить в городе Глазго, Шотландия, в период с 31 октября по 12 ноября 2021 года под президентсвом Соединенного Королевства.
Доказательства очевидны. В августе ученые мира еще раз пришли к выводу, что необходимы немедленные действия. Изменение климата слишком близко ко всем нашим повседневным реалиям, независимо от того, в какой части мира мы живем. Оно уже вызывает климатические бедствия, которые мы видели этим летом, ставя под угрозу выживание многих видов и вскоре делая некоторые части Земли непригодными для проживания людей.
Как сформулировал ученый-климатолог профессор Кимберли Николас: «Сейчас идет потепление. Мы в этом уверены. И это очень плохо. Но мы можем это исправить». В Париже пять лет назад международное сообщество наконец согласилось предпринять амбициозное путешествие: ограничить глобальное потепление уровнем между 1,5 и 2° C. Хотя такие уровни потепления могут показаться управляемыми, разница может быть существенной. Для человеческого тела разница между 40 и 42° C — это разница между жизнью и смертью. Сдерживание повышения температуры означает ограничение изменения климата и снижение вероятности стихийных бедствий.
Тем не менее, новости не все мрачные — наука также говорит нам, что возможно общество с нулевым выбросом углерода — общество новых зеленых рабочих мест и роста, которые могут ограничить потепление до 1,5°C. Европейский союз уже продемонстрировал возможность отделить рост от выбросов CO2 (с 1990 года наш ВВП вырос более чем на 60%, а чистые выбросы парниковых газов сократились на четверть). В июле мы выпустили наш законодательный пакет для реализации Европейской зеленой сделки и обеспечения чистого сокращения выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году на пути к климатической нейтральности к 2050 году. Это изменение того, как мы производим и используем энергию, передвигаемся, строим и отапливаем дома и используем землю является по возможности максимально справедливым, чтобы никто не остался без внимания. Иначе ничего не получится.
Но очевидно, что ЕС не может справиться в одиночку, поскольку мы выбрасываем только 8% глобальных выбросов CO2. Мы должны вдохновлять других — даже самых неохотных партнеров — присоединиться к пути к климатической нейтральности. Когда два года назад ЕС взял на себя обязательство по обеспечению климатической нейтральности к 2050 году, мало кто верил, что Япония, США, Южная Корея и даже Китай последуют за ним. Когда мы запустили «Зеленый курс» ЕС, мало кто мог себе представить, что ЕС возьмет заем для «зеленого» восстановления, чтобы профинансировать самый амбициозный план климатической нейтральности в мире. Мы создали первый «Зеленый альянс» за климатическую нейтральность, начиная с Японии 27 мая, и мы настаивали на приверженности «Большой семерки» климатической нейтральности в июне. Теперь мы подталкиваем «Группу двадцати» последовать нашему примеру. И мы никогда не перестанем добиваться прогресса.
Мы приглашаем всех партнеров усилить свои планы по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним. Мы готовы предложить техническую и финансовую поддержку и идем навстречу нашему собственному климатическому закону, пакету предложений до 2030 года и Стратегии адаптации. Мы входим в число крупнейших в мире поставщиков климатического финансирования, выпустив в 2019 году 22 миллиарда евро (26 миллиардов долларов США), что составляет более трети общего объема усилий развитых стран.
И мы стремимся к дальнейшему увеличению этой суммы в ближайшие годы, как, например, видно из недавнего объявления президента Европейской комиссии Фон дер Ляйен об общем пополнении основного бюджета ЕС на 4 миллиарда в период 2021-2027 годов.
Но нам нужно, чтобы другие делали больше, чтобы выполнить обязательство развитых стран выделять 100 миллиардов долларов в год на борьбу с изменением климата в развивающихся странах. В этом отношении также будет важна мобилизация дополнительных частных финансовых средств.
ЕС упорно боролся за сохранение Парижского соглашения. После переговоров настало время для действий по борьбе с изменением климата. Каждое государство должно усилить свои амбиции по сокращению глобальных выбросов, но РКИК ООН только что опубликовала разочаровывающий отчет. Согласно текущим обязательствам, к 2100 году глобальная температура повысится на неприемлемые 2,7° C — по меньшей мере мрачные прогнозы.
Отсутствие амбиций означает, что климатический налог будет взиматься из-за самого изменения климата, налог, который вреден для всех, оплачивается разрушением и не имеет никаких преимуществ для общества. Вот почему мы предложили гибкий механизм корректировки углеродных границ, который можно использовать только в том случае, если партнеры недостаточно амбициозны в отношении действий по борьбе с изменением климата. Так или иначе, очень важно установить цену на углерод. Это проверенный способ получения ценового сигнала, который вызывает изменение. Мы хотим подавать пример и взаимодействовать с партнерами, но при необходимости готовы предпринять дополнительные действия.
Если мы ликвидируем пробелы в финансировании и стремлениях, если все страны возьмут на себя обязательство делать больше, мы все равно сможем держать климатический кризис под контролем. Основываясь на науку, реалисты сегодня знают, что цена бездействия неизмерима. Это фантастика — полагать, что мы можем позволить себе не действовать.
Теперь нам нужен системный и экспоненциальный отказ от ископаемого топлива. Это полезно для нашего здоровья, наших домашних хозяйств, наших сельскохозяйственных культур, нашей воды, наших рабочих мест и нашей экономики. Для этого потребуется поддержка мировых лидеров и давление граждан. Важно каждое действие: как мы голосуем, что едим, как путешествуем. То, насколько разрушительным будет изменение климата, находится в наших руках.
ЕС стремится играть ведущую роль в борьбе с изменением климата, но мы хотим сделать больше вместе с Узбекистаном, где изменения климата уже оказало негативные результаты. Не стесняйтесь бросать нам вызов и идти еще дальше, чем мы. Действия по борьбе с изменением климата могут происходить где угодно и на любом уровне. Нет времени на бездействие — настало время для практических решений, от самых простых до самых новаторских.