Вячеслав Кулагин, глава отдела исследования энергетического комплекса мира и России ИНЭИ РАН, директор Центра энергетических исследований ИПЦиРЕМ НИУ ВШЭ, рассказал о перспективах газовой отрасли в Узбекистане в интервью новостному агентству «Sputnik Узбекистан».
Этому интервью предшествовало сделанное накануне заявление Шавката Мирзиёева в Кашкадарье, в котором говорилось, что страна готова даже закупать газ в будущем для обеспечения растущей внутренней потребности промышленности в топливе, а продажа его за рубеж уже происходит только по старым соглашениям в размере 15-20% от добычи.
Российский эксперт прояснил ситуацию, рассказав, что добыча газа в Узбекистане в прошлом году сократилась на 10 миллиардов кубометров – ориентировочно с 60 миллиардов кубометров в 2019 до 50 в 2020 году. Это вызвало увеличение объемов импортируемого республикой газа.
В 2021 году добыча газа увеличилась, ее объем довели где-то до 54 миллиардов кубометров, отыграв прошлогоднюю потерю примерно наполовину. Поэтому сегодняшние вопросы импорта газа в Узбекистан объясняются скорее балансированием между экспортом и импортом, с учетом экономических выгод от действующего законодательства. При этом профицит собственной добычи еще существенен.
В ближайшее десятилетие внутренний рынок станет основным потребителем добываемого и импортируемого газа, а доля экспорта будет сокращаться до тех пор, пока страна не превратится в нетто-импортера, то есть до полного преобладания импорта над экспортом.
Частично потенциал самообеспечения страны газом можно увеличить за счет сокращения потерь, у которых две причины: устаревшее оборудование ГТС и хищения. Модернизация ГТС с одной стороны и усиление борьбы с хищениями с другой – это, что способно отдалить неизбежно большие траты государственного бюджета на импорт, при том, что зарубежные поставщики предпочтут того покупателя, который даст большую цену, и выбор в этом плане у них есть.
На вопрос о помощи России Узбекистану, Кулагин ответил, что сотрудничество уже давно идет сразу по нескольким направлениям: это и геологоразведка, и добыча, и модернизация транспортной инфраструктуры, включая системы контроля утечек и хищений. В частности, по разведке и добыче с «Лукойл» имеются успешно завершенные проекты, и по модернизации ГТС заключены определенные соглашения – агентство ЭСКАР и Газпромбанк уже инвестировали в экономику республики 300 миллионов долларов на модернизацию ГТС.
Подведем итоги: добыча газа в Узбекистане сокращается по естественным причинам, ее можно продлить при решении упомянутых проблем, но уже в обозримом будущем (в пределах одного десятилетия) Узбекистан будет вынужден стать нетто-импортером газа.
А что на это ответят специалисты Узбекистана? Какова перспектива газоснабжения Узбекистана?
Вот такие заключения экспертов должны превалировать, а не хвалебные. Так что, какая будет стратегия у правительства и президента, учитывая эти выводы.
Неужели просчитались иностранные инвесторы? Ведь у Лукойла договор о разделе продукции до 2046 года, а корейская Kogaz в Устюртский ГПК вложила 4 млрд долларов, наверное, не на 10 лет ? Тоже и GTL, который только только начинает работу. По моему, что-то не вяжется! Поэтому информация местных специалистов будет очень ксати. Можно, как обычно, промолчать, но это создаст мнение не в пользу их компетенции и открытости.
Я, нисколько не эксперд, а моё собственное мнение.
Хлебом не корми таких экспердов, а дай в стратегии поизмышляться. У Узбекистана газ имеется, на Устюрте и на дне бывшего Аральского моря. Месторождения богатые и малосернистые, не то что в Кашкадарье, Сурхандарье и Бухаре. И это газовые месторождения. Газоконденсатных месторождений очень мало. Даже в Андижанской области было открыто месторождение, и, уже начали добывать низкосернистый газ.
Вот в чём у нас проблема, так это в добыче нефти.
К сведению эксперда, Лукойл, для переработки высокосернистого газа, добываемого на месторождениях, расположенных в Бухарской области, предложил свою технологию очистки газа. На условиях СРП Лукойл занимается добычей, переработкой и продажей газа.
Об импорте: Узбекистан покупает газ у Лукойла (технически это импорт), у Республики Туркменистан закупается газ — для поставок в Хорезмскую область. В анклавах тоже закупается газ (это тоже импорт).
Хищения это да, воруют и воруют! Не спорю с экспердом!
Ну и трубы у нас изношены очень, ну это Трансгаз и Худудгазтаъминот чуточку виноваты: не выполняют работы по электрохимзащите труб (снижение коррозийности).
Разведанные запасы газа в Республике составляют — 1,86 трлн. м3 газа. (на начало 2021 г.) Если добывать по 60,0 млрд.м3./год, нам его хватит на 30 лет! Привет эксперду!
Цифра о о запасах газа в РУз, была опубликована в узбекской печати, эксперду она на глаза, видимо, не попадалась.
Засим спасибо, не судите строго, если написано коряво.