Глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов ответил на комментарии о возможном возвращении Узбекистана в ОДКБ, разъяснив, что это не входит в планы республики.
«Узбекистан всегда выступал и выступает за мирное решение всех вопросов, особенно конфликта в Афганистане», — подчеркнул министр в интервью главному редактору газет «Правда Востока» и «Янги Ўзбекистон» Салиму Дониёрову.
Напомним, что Узбекистан являлся членом ОДКБ с 1992 по 1999 и с 2006 по 2012 годы.
Отвечая на вопрос о возможности возобновления участия Узбекистана в ОДКБ на фоне ситуации в Афганистане, Абдулазиз Камилов подчеркнул, что сказанное им касается только этого конкретного вопроса, а не общей проблематики использования Вооруженных Сил в отражении внешней агрессии, угроз безопасности страны, защите государственной границы. «Это ни в коей мере не ставится под сомнение и вполне обоснованно является неотъемлемой частью национальных концепций и доктрин безопасности большинства стран и различных объединений с характером военно-политических блоков», — ответил министр.
«Узбекистан всегда выступал и выступает за мирное решение всех вопросов, особенно конфликта в Афганистане, который долгие десятилетия вызывал тревогу соседних стран. Мы постоянно заявляли, что военного решения афганской проблемы нет. Эту точку зрения сегодня разделяют многие в мировом сообществе. Да и вывод войск международной коалиции из Афганистана показал верность нашего подхода», — сказал глава МИД.
Он напомнил, что в соответствии с национальным законодательством, в том числе согласно Концепции внешнеполитической деятельности и Оборонной доктрине Республики Узбекистан, страна не участвует в военных блоках. Кроме того, она обладает значительным собственным потенциалом для обеспечения национальной безопасности.
Сталкиваясь с вызовами безопасности, делать ставку только на военную силу не всегда продуктивно, считает Абдулазиз Камилов. Не менее результативными являются и другие инструменты, один из которых — дипломатия.
«Методы превентивной дипломатии неоднократно подтверждали свою полезность в прошлом и в настоящее время доказывают свою жизнеспособность, в том числе в подходах к новой ситуации в Афганистане. И здесь речь идет не только о двусторонней дипломатии. На международном многостороннем уровне создана и постоянно развивается целая система политико-дипломатических механизмов, нацеленных на предупреждение, пожалуй, любого типа вызовов и угроз национальной и региональной безопасности», — указал министр.
Он напомнил, что в Центральной Азии существует сбалансированная система механизмов диалога стран региона с крупными партнерами в формате «5 + 1». Такие платформы функционируют в отношениях с Россией, США, ЕС, КНР, Индией, Республикой Корея, Японией. Кроме того, в регионе, помимо ОДКБ, действуют такие организации, как СНГ и ШОС, в рамках которых обсуждаются актуальные вопросы, в том числе касающиеся обеспечения региональной безопасности, включая проблему Афганистана.
«Недавнее участие Узбекистана в саммите ОДКБ в качестве почетного гостя, а также на встрече в формате ШОС+ОДКБ в Душанбе, где обсуждалась ситуация в Афганистане, является составным элементом нашей взвешенной и прагматичной дипломатии», — отметил глава МИД.
Отношения стратегического партнерства со всеми государствами Центральной Азии и мировыми державами, сотрудничество с ними в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также военно-техническое сотрудничество лают возможность эффективно обсуждать и своевременно решать вопросы по предупреждению и оперативному противодействию возникающим угрозам, заявил Абдулазиз Камилов.
Анна НИМ.