Как отмечается в новом выпуске Доклада Всемирного банка об экономике региона Европы и Центральной Азии, по прогнозам, ВВП Узбекистана вырастит в текущем и следующем году. В 2021 г. восстановление внутренних инвестиций, международной торговли и денежных переводов будут способствовать экономическому росту на уровне 6,2 процента, а также сокращению безработицы и бедности. Ожидается, что в 2022 г. темпы увеличения ВВП достигнут 5,6 процента по мере ускорения темпов вакцинации населения и уменьшения сбоев в мировой экономике. В тоже время, экономический рост в регионе Центральной Азии восстановится до 4,3 процента в 2021 и 2022 гг.
В данном пресс-релизе приводятся выдержки из вышеназванного доклада, анализирующие недавние экономические тенденции и перспективы развития Узбекистана в 2021-2022 гг., а также ожидания относительно экономического роста в регионе Центральной Азии в тот же период.
Недавние тенденции в экономике Узбекистана
После замедления роста ВВП Узбекистан до 1,7 процента в 2020 г. в первом полугодии 2021 г. он увеличился до 6,2 процента. Уверенный рост промышленности и сектора услуг компенсировал слабый рост в сельском хозяйстве. Увеличение доходов домохозяйств и внутренних инвестиций, дальнейшее расходование бюджетных средств на реализацию антикризисных мер, а также налоговые льготы, способствовали уверенному экономическому росту в 2021 г.
Решение о сокращении объемов экспорта золота привело к увеличению дефицита счета текущих операций платежного баланса до 10 процентов от ВВП в первом полугодии 2021 г. по сравнению с 7,3 процента от ВВП годом ранее. Однако, экспорт других товаров восстанавливается после снижения спроса на них со стороны торговых партнеров в 2020 г., включая медь, текстиль, удобрения, продукты питания и продукцию машиностроения.
Общий объем экспорта увеличился на 12,3 процента по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Импорт вырос на 14,3 процента в первом полугодии 2021 г. в связи с ростом частного потребления и восстановления спроса на машины, оборудование и сырье. Это привело к увеличению дефицита торгового баланса с 16,2 процента ВВП в первом полугодии 2020 г. до 18,8 процента в первом полугодии 2021 г. Устойчивый приток денежных переводов (8,7 процента ВВП в первом полугодии 2021 г.) помог компенсировать отрицательный торговый баланс.
Дефицит бюджета в первом полугодии 2021 г. составил 5,4 процента от ВВП. Более низкие объемы целевого государственного кредитования и более высокие налоговые поступления от восстанавливающийся экономики компенсировали увеличение расходов бюджета на социальную защиту населения, здравоохранение и инфраструктуру.
Хотя дефицит бюджета финансировался за счет увеличения государственного долга, рост номинального ВВП способствовал снижению соотношения государственного долга к ВВП до 38,5 процента от ВВП в первом полугодии 2021 г. Правительству удается придерживаться ограничений на внешние заимствования в 2021 году, установленные в пределах 5,5 млрд. долл. США. Официальные золотовалютные резервы достигли 34,1 млрд. долл. США в июле 2021 г., что на 1,8 млрд. долл. больше, чем годом ранее.
Инфляция снизилась с 14,7 процента в июне 2020 г. до 11 процентов в июне 2021 г. Однако этот показатель все еще оставался двухзначным по причине опережающего роста цен на продукты питания. Учитывая уровень неопределенности ожиданий по инфляции, Центральный банк оставил базовую процентную ставку на уровне 14 процентов. Она остается неизменной с сентября 2020 г.
Рост кредитования экономики в годовом исчислении в июне 2021 г. замедлился до 24 процентов с 34 процентов в июне 2020 г. и 52 процентов в 2019 г. Эта тенденция демонстрирует ослабление спроса на банковские кредиты в 2021 г. из-за более высоких процентных ставок по кредитам в реальном исчислении и из-за сокращения субсидируемого государством кредитования.
Коэффициент достаточности капитала банковского сектора снизился до 17,4 процента в июне 2021 г. с 18,5 процента в январе 2021 г. и 20,8 процента в июне 2020 г. Частично это было связано с ростом невозвратных кредитов, увеличивших из-за пандемии COVID-19 с 2,2 процента в июне 2020 г. до 4,6 процента в июне 2021 г.
Тем не менее финансовая система Узбекистана обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы справиться с возможными кредитными потрясениями. С 1 августа 2021 г. с целью дальнейшего снижения рисков в финансовом секторе и его долларизации был увеличен норматив обязательного резервирования по депозитам, привлекаемым коммерческими банками в иностранной валюте. Он вырос с 14 процентов до 18 процентов.
В процессе восстановления экономики уровень безработицы снизился с 13,2 процента в первом полугодии 2020 г. и 10,5 процента в конце 2020 г. до 10,2 процента в первом полугодии 2021 г. Уровень безработицы пока не достиг показателя периода до начала пандемии (около 9 процентов) и остается выше среднего для женщин и молодежи.
Прогноз касательно развития экономики Узбекистана
Ожидается, что рост ВВП Узбекистана в 2021 г. достигнет 6,2 процента. Однако этот прогноз остается неопределенным в связи с продолжающимся воздействием новых волн пандемии на мировую и национальную экономику. Восстановление внутренних инвестиций, международной торговли и денежных переводов из-за рубежа будут способствовать экономическому росту, а также сокращению безработицы и бедности в 2021 г. Ожидается, что в 2022 г. темпы роста ВВП страны останутся высокими, достигнув 5,6 процента, по мере ускорения темпов вакцинации населения и уменьшения сбоев в мировой экономике.
Ожидается, что дефицит счета текущих операций платежного баланса составит 5,9 процента от ВВП в 2021 г. по мере восстановления импорта машин, оборудования и сырья для инвестиционных проектов и снижения экспорта золота с рекордного уровня 2020 г., и с учетом роста экспорта других товаров. Ожидается, что прямые иностранные инвестиции останутся на низком уровне в 2021 г. и частично восстановятся в 2022 г.
Продолжающееся расширение социальной поддержки населения, государственных инвестиций в развитие сельской инфраструктуры, а также затраты на кампанию по вакцинации населения, дополнительно увеличат государственные расходы к концу 2021 г. Это будет частично компенсировано более высокими налоговыми поступлениями в бюджет, доходами от добычи полезных ископаемых и приватизации госпредприятий, что приведет к прогнозируемому дефициту бюджета в размере 5,5 процента от ВВП в 2021 г. Этот дефицит будет профинансирован за счет увеличения государственного долга, который, по прогнозам, достигнет 40,6 процента от ВВП к концу 2021 г.
Неопределенность, связанная с пандемией COVID-19, и объявленное снижение ставок НДС в 2023 г., вероятно, будут способствовать дефициту бюджета в среднесрочной перспективе. Устойчивое восстановление экономики, постепенная отмена антикризисных мер и реформы налогового администрирования, направленные на расширение налоговой базы, как ожидается, помогут снизить дефицит бюджета и стабилизировать государственный долг на уровне около 42 процентов от ВВП к концу 2023 г.
Экономическая ситуация в Центральной Азии
Повышение внутреннего спроса стимулировало рост экономической активности в Центральной Азии, поскольку постепенное открытие экономики привело к росту розничных продаж. Так, в Казахстане, крупнейшей экономике Центральной Азии, рост частного потребления был вызван дополнительной финансовой поддержкой со стороны государства. Укрепление внешнего спроса также способствовало росту экспорта многих товаров местного производства.
Прогнозируется, что рост в регионе восстановится до 4,3 процента в 2021 и 2022 гг. Несмотря на продолжающиеся сложности, вызванные пандемией, приток дополнительных инвестиций поддержит деловую активность в прогнозируемый период. Ожидается, что реформы в Узбекистане, продолженные несмотря на сложности пандемии, будут содействовать дальнейшему росту национальной экономики. Более высокий уровень инфляции вызвал повышение ключевых процентных ставок в Казахстане, Кыргызской Республике и Таджикистане.
Среднесрочные и долгосрочные перспективы в Центральной Азии могут быть омрачены опасениями по поводу стабильности в соседних государствах, включая Афганистан, на фоне увеличивающих рисков для безопасности и неопределенности в отношении притока беженцев. Экономические прогнозы для региона также должны учитывать неопределенности, связанные с политической напряженностью и социальными волнениями, в особенности в Кыргызской Республике. Политическая напряженность также усилилась в Центральной Азии на фоне пограничного конфликта между Кыргызской Республикой и Таджикистаном.