К 110-летию Заслуженного деятеля науки Республики Узбекистан Анвара Исламовича Исламова (1911-1994).
«Наш священный долг — чтить память об отважных и благородных предках и всесторонне заботиться о ныне живущих уважаемых ветеранах войны и труда. Такие благие дела должны стать школой воспитания для молодежи» [1].
Шавкат Мирзиёев.
Уважение к ушедшим наставникам и почесть к оставшимся являются давней традицией нашего народа. Узбекский народ по праву гордится своими сыновьями, которые внесли свой вклад в развитие мировой науки и техники, просвещения и образования.
За годы независимости, особенно за последние пять лет, происходят исторические изменения, строятся огромные комплексы, публикуются многочисленные книги с целью восстановить и увековечить память о наших великих предках, рассказать о них нашему народу и всему миру. Значимость этих работ в деле воспитания и просвещения всесторонне развитого поколения, создания условий 3-его Ренессанса трудно переоценить.
Речь идёт не только о Абу Рейхане Беруни, Мухаммеде ал-Хорезми, Аҳмед ал-Фергани, Мирзе Улугбеке, и других мыслителях 1-ого и 2-ого Ренессансов, но и о Джадидах и их последователях таких, как Т. Кары Ниязи, Т. Сарымсаков, С. Сирожиддинов, М. Салахиддинов, В. Кабулов и многих других узбекских учёных 20 века, которые вывели математику в Узбекистане на уровень лучших мировых достижений. Основой основ развития современной науки и техники, особенно того, что сегодня мы называем инновационными технологиями, является математика, так как все изобретения и открытия изначально невозможны без математических расчетов. Поэтому знание высшей математики, а значит и ее преподавание, являются краеугольным камнем в деле подготовки высококвалифицированных кадров.
Анвар Исламович Исламов был в числе первых преподавателей высших учебных заведений в Узбекистане, кто не только старался доходчиво и понятно объяснять своим студентам сложную науку – высшую математику, но и взялся за решение важной задачи читать лекции на узбекском языке. Начиная с 1930-х годов, он также участвовал в разработке понятийного математического аппарата на узбекском языке. Избрав этот путь служения своему народу, он неустанно и последовательно, до конца своей жизни оставался верным ему на протяжении 60 с лишним лет своей научно-педагогической деятельности.
Такая преданность делу у него была с детства воспитана родителями- отцом Исламом-ходжа Юнус-ходжа угли и, особенно, мамой — Хабибахон Абдурахмоновой. После смерти отца мать была вынуждена пойти на работу. Будучи грамотной женщиной, около десяти лет она работала в одной из типографий г. Ташкента, расположенной в старом городе на Эски жува. Затем, в 1927-1932 годах, она работала заведующей женским отделом Старо-городского райкома партии г. Ташкента и после переезда столицы в г. Самарканд заведующей секретариатом Совета профессиональных союзов Узбекистана (Узсовпрофа). Сохранилось также удостоверение, подписанное Акмалем Икрамовым, о том, что Хабибахон Абдурахмонова была избрана членом ревизионной комиссии Компартии Узбекистана.
Позже на его характер, выбор жизненного пути и профессии огромное благотворное влияние оказали такие учителя Анвара Исламова, как джадид Миноввар-кари. Всё это привело к тому, что никакие возникавшие трудности и препятствия впоследствии не смогли сбить его с избранного им пути. В этом можно еще раз убедиться, взглянув на основные вехи его жизненного пути.
А. И. Исламов окончил с отличием сначала школу, а затем Ташкентский педагогический техникум им. Нариманова в 1929 году и позже, в 1933 году Самаркандскую государственную педагогическую академию, которая позднее была переименована в Самаркандский государственный университет.
Во время учебы в академии, он уже с первого курса активно участвовал в ликвидации неграмотности среди населения, включая организацию женских педагогических курсов в г. Коканд, а с 1931 года, начал преподавательскую деятельность в Самаркандском педагогическом техникуме. Сразу после окончания академии стал работать ассистентом на кафедре высшей математики Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, где проработал практически до самого начала Великой Отечественной войны.
Все, кто учился у А.И. Исламова, на всю жизнь запомнили его как принципиального, требовательного и вместе с тем справедливого, щедро делящегося своими знаниями со студентами преподавателя, проводя дополнительные занятия по алгебре и геометрии для студентов, которые не имели достаточных знаний школьной программы. Среди его студентов была и Ёдгор Садыковна Насретдинова, которая в 60-70-е годы работала Председателем Президиума Верховного Совета Узбекистана в Ташкенте, а затем Председателем Совета Национальностей Верховного Совета в Москве. Первую и единственную женщину советского периода, проработавшую на этих должностях, хорошо знали и за рубежом, так как она неоднократно возглавляла парламентские делегации, выезжавшие в различные зарубежные страны. Перед смертью Ёдгор Садыковна, в 2003-2006гг. живя в Москве, бывала в Посольстве Узбекистана в России на различных мероприятиях с участием диаспоры. Вспоминая свои студенческие годы, она рассказывала с большим уважением про своих учителей и среди них молодого преподавателя математики А. И. Исламова, который сделал все, чтобы студенты, особенно из областей, прочно усвоили основы математики и стали хорошими инженерами.
В августе 1935 года Анвар Исламов женился на Мафтухахон Нусратхон кизи из потомственных кази г. Ташкента, которая родила ему пятерых детей Акмаля, Санобар, Асрора, Кахрамона (покойных ныне) и Бахтиера (1954 г.р.). Все они впоследствии выросли в достойных граждан, получили хорошее воспитание и закончили высшие учебные заведения. Все сыновья, выбрав самые востребованные специальности, завершили в своей области также и аспирантуру, трое защитили кандидатские диссертации, а один из них стал доктором наук, профессором, Чрезвычайным и полномочным послом Республики Узбекистан.
В сентябре 1938 года, А. Исламов поступил в аспирантуру, вел научные исследования под руководством профессора Н.Н. Назарова и своюдиссертацию по теме «Асимптотические ряды и их внедрение в решение дифференциальных уравнений» успел защитить в срок – в 1941 году. До конца жизни высоко чтил память своих учителей. Одна из немногих фотографий аспирантских лет, которая запечатлела его с друзьями вместе с их научными руководителями профессорами В. Романовским и Н. Назаровым висела в его комнате на стене рядом с фото с супругой, сделанным в день свадьбы.
Попытка продолжить исследовательскую работу в качестве старшего научного работника сектора математики Узбекского филиала АН под руководством его председателя профессора Т. Кары-Ниязи не имела продолжения, так как началась война.
Учитывая организаторские способности, а также политическую зрелость, тридцатилетнего А.И. Исламова направляют на руководящие должности сначала в качестве зам. зав. отделом пропаганды и агитации Ташкентскогo, а затем секретаря Андижанского обкомов партии. Там он, выполняя ответственные задания, связанные с работой по укреплению тыла, принятию и адаптации эвакуированных, включая деятелей науки, образования и культуры, проявил себя действительно энергичным и зрелым руководителем.
В 1942 году А.И. Исламова по парт.набору призывают в действующую армию. Он участвовал в самых тяжелых боях по защите Сталинграда, в битвах под Курском, за освобождение от фашизма Беларуси, Польши и Германии.
До конца войны был на фронте и участвовал в штурме столицы Германии. После завершения войны был оставлен еще на один год для службы в Берлине.
По возвращению домой, в 1946-1951 годах, работая на должности ректора Ташкентского государственного педагогического института им. Низами и широко используя передовой опыт братских республик и зарубежных стран, внес вклад в восстановление и становление этого ВУЗа как ведущего центра Узбекистана по подготовке национальных педагогических кадров.
С 1951 г. работал доцентом в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта. В 1956-1958х гг. А.И. Исламов параллельно пытался продолжить свою научную работу, начав сотрудничать с небольшой группой молодых ученых из трех человек во главе с В. К.Кабуловым, взявшихся в Институте математики и механики АН за создание нового направления в Узбекистане –вычислительной математики. (Об этом см. подробнее комментарий к статье А.М. Ходжаева. Ярчайшая Личность в истории науки Узбекистана — Nuz.uz.). Однако в 1959 году был назначен проректором по учебной и научной работе в Ташкентском электротехническом институте связи, где участвовал в закладке основ этого ВУЗа и выпуске первых узбекских инженеров связи.
Начиная с 1972 г. работал доцентом, а затем профессором на кафедре высшей математики ТЭИС, где до конца своей жизни преподавал математический анализ на узбекском и русском языках. А.И. Исламов неустанно трудился над совершенствованием методики преподавания математической науки, созданием и улучшением учебных пособий по данному предмету. С первых лет своей педагогической деятельности, т.е. с 30-х годов прошлого века, активно участвовал в переводе на родной язык пособий по математике для школ, техникумов и ВУЗов.
В период работы в Ташкентском электротехническом институте связи он вместе с коллегами взялся также за перевод на узбекский язык многотомной базовой для инженеров книги Н.С. Пискунова «Дифференциальные и интегральные исчисления», которая считалась основным учебником по высшей математике. Опубликовав 1-й том (504 страницы) совместно с М.Камаловым и Н.Акбарходжаевым в 1972 году и 2-й том (314 страниц) – совместно с М.Камаловым и Ю.Узаковым в 1974 году. Эти книги стали основными учебными пособиями и до сих пор входят в разряд наиболее востребованных книг. Ряд незаурядных научных статей по математической теории отражают его вклад в науку, а более двадцати учебно-методических пособий продолжают служить важным руководством для студентов и начинающих учителей в познании секретов математического анализа.
Заслуги А. И. Исламова были достойно отмечены со стороны народа и государства, ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Узбекистана», он был награжден орденами «Отечественной войны» первой и второй степеней, «Красной Звезды», «Знака почета», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Узбекистана.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в 30-годы прошлого столетия, на которые пришлась молодость А. Исламова, несмотря на репрессии в недрах нового строя появились молодые люди — продолжатели традиций джадидов по массовому просвещению коренного населения, которые стремились, овладев современными знаниями, всемерно содействовать развитию науки и образования в Узбекистане. Среди них нужно отметить и А. Исламова, который всю свою жизнь посвятил делу воспитания среди молодежи высококвалифицированных учителей математики и инженеров, в том числе и в области железнодорожного транспорта и связи, а также специалистов информационно-коммуникационных технологий.
1 сентября 1991 года в жизни ученого начался новый этап. Воодушевленный независимостью нашей родины, новыми возможностями и потребностями, он приступил к написанию серии учебных пособий по высшей математике на государственном языке. В последние 1991-1994 годы своей жизни А. Исламов написал четыре книги, посвященные важным аспектам математического анализа. Три из них были пособиями по дифференциальным интегральным исчислениям, а четвертая была посвящена анализу становления и развития системы преподавания высшей математики в Узбекистане в ХХ веке. В опубликованной в 1991 году книге «Высшее математическое образование в Узбекистане» А. И. Исламовым всесторонне обобщен опыт и проанализирован вклад ученых и преподавателей в достигнутый уровень высшейматематической науки. Эта книга еще многие годы будет являться ценным источником для специалистов, вступивших на путь служения Родине на ниве подготовки математических кадров.
В начале 1990-х годов А.И. Исламов много размышлял о том, что в условиях независимости создаются все условия для того, чтобы его дети, внуки и правнуки родились, жили и творили в Узбекистане, служили и приносили пользу своему народу. Он желал, чтобы его ученики преданно служили своей стране, вносили свой достойный вклад в дело развития независимого Узбекистана и достигали поставленных перед собой целей. Он мечтал, чтобы ректором Ташкентского института связи стал его выпускник.
XXI век – это век информации. В 2002 г. Институт был преобразован в Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ), а с 2005 г. в гг. Нукус, Карши, Самарканд, Фергана, Ургенч были открыты филиалы университета. В университете и его региональных филиалах 13 факультетов и 62 кафедры, на которых готовят кадры по 23 направлениям образования, в том числе в том числе новым специальностям: 8 в бакалавриате и 9 в магистратуре. В Университете и его региональных филиалах обучается 10242 студента, в том числе 9858 студентов бакалавриата и 384 магистра. За прошедший год 1 студент университета стал обладателем стипендии Президента Республики Узбекистан, 5 студентов — государственных стипендий, 32 студента — стипендий в области коммуникаций и 44 студента — призеров национальных и международных научных олимпиад и соревнований. В университете работают 780 профессоров и преподавателей, в том числе 204 кандидата наук и доцентов. 31% от общего числа учителей имеют ученую степень.
В настоящее время Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ) имени Мухаммада Аль Хорезми является ведущим университетом в области телекоммуникаций и информационных технологий, мощным научно-педагогическим центром по подготовке современных кадров, в котором традиции, заложенные старшим поколением, бережно хранятся и с честью продолжаются. В ТУИТ, учитывая вклад А. Исламова в дело становления и развития ВУЗа, в аудитории № 318 созданы специальные стенды, посвященные ему. Скромный, принципиальный и трудолюбивый человек до сих пор живет в сердцах тех, кто его знал, его коллег, которые работали с ним плечом к плечу, а также его благодарных учеников, которые очень многому научились у своего наставника. Строки, запечатленные на стенах этой комнаты, призывают к уважению памяти своих наставников, олицетворяющих образец служения своему народу и избранному делу.
Устозлар ўтган жойни доимо файзи аримас!
Ибратли ишлари, сўзи хеч қачон қаримас!
Шундайлар бор ва бўлган экан, ғолибдир умид,
Меҳнатдан диллар шод, танлар хоримас!
Благославенно место ушедших наставников всегда!
Их примерные дела и слова не устареют никогда!
Пока есть и были такие люди, непобедима надежда,
От труда не устают тела и радуются сердца!
Б.Ш. Махкамов, Ректор ТУИТ, д.э.н., профессор
Б.А. Исламов, ЧПП Республики Узбекистан, д.э.н., профессор
[1] Шавкат Мирзиёев. «Новый Узбекистан – страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел». Из интервью газете «Янги Ўзбекистон» от 17 августа 2021г.
С огромным интересом познакомился с жизнедеятельностью уникального сына узбекского народа!
Очень хорошо, что возрождаются имена выдающихся символов Х Х века!
«Лучезарный человек»
В год 110-летия памяти Анвархона Исламовича Исламова склоняю голову в память к этой незаурядной личности, человека глубокого ума, широчайшей эрудиции, знатока математики, прошедшего на полях войны от Сталинграда до Берлина, активного участника формирования основ высшего образования в республике, Мавлано! — человека, который для многих родственников и учеников был товарищем, другом и братом. Я при его жизни восторгался им и не стеснялся выражать свое уважение и любовь, получая всегда отцовское внимание и поддержку, особенно в критические для меня годы жизни. Вот уже 27 лет его, к сожалению, нет с нами «…Анвархон акамиз ва отамизни Худо рахмат этсин!».
Весточкой из далекого прошлого приходят к нам старые фотографии, осколки истории из памяти. Память человека позволяет попасть в мир нашего детства, юности, в этот виртуальный мир, словно сон, и заново пережить те далекие ситуации, в которых ты сам участвовал или был невольным свидетелем. Когда попадаешь в такой мир, тогда вспоминаешь о близких, о тех, кто повлиял на тебя или сыграл важную роль в твоем становлении. Любой из нас, становясь участником жизни, проходит в ней неповторимый путь, приобретает сугубо индивидуальный опыт, представляющий вместе с тем интерес и для других. Это потому, что сила людей, их вера в будущее основывается на опыте каждого, включающем их знания – опыта ума и чувства, опыта сердца, на том самом ценном, что, слагаясь, формирует человеческую память, передается из поколения в поколение.
Анвархон-почча был близким моим родственником – мужем замечательной Мафтухахон-опы – сестры моего отца. Они всегда были близки по духу. В их ауре я рос с Акмалхоном, Санобархон, Асрорхоном, Кахрамонхоном, Бахтиёрхоном и другими родственниками. Все наши предки «связаны» одним не только генеологическим древом, но и очень тесными соседскими отношениями, живя рядом на протяжении столетий в таких махаллях, как Шайхантахур, Мерганча, Корёгди.
Анвархон почча родился и вырос в центре старого Ташкента в махалле рядом с бывшим Театром эстрады, на месте их двора после расширения улицы Навои был сформирована аллея поэтов, а Мафтухахонопа — в махалле, рядом с тем местом, где сейчас находится западная сторона стадиона «Пахтакор». Наши предки были образованными, культурными, высокопочитаемыми людьми, которых отличала честность, выдержанность и порядочность. В традициях узбеков всегда было ответственное отношение к имени ребенка, почти священное — «исми шариф». Много нового мы узнаем сейчас в годы независимости Узбекистана!
Об Анвархон-ака хочется сказать словами великого Алишера Навои, который писал: Анвар – это «луч заботы, источник, который просветляет семьи и души, а также приносит им счастье» («Анвар – мехр нури, хонадонни чарогон килувчи, дилларни равшанлантирувчи, бахт-саодат олиб келувчи машъала»). Лучезарный человек!
Анвархон Исламов – Педагог с большой буквы, всегда великодушный, добрый, сдержанный и терпимый. Поэтому все, кто его знал, любили и уважали его, были рады быть всегда рядом с ним. После смерти моего отца, Анвархон-ака был единственным, с которым я мог по-сыновьи откровенничать… Лучезарный человек!
Тулкун Нусратов
Доктор технических наук, профессор;
Академик Петровской международной академии наук и искусств
Время летит неумолимо. Поколение, которое стояло у истоков создания сегодняшнего Ташкентского Университета Информационных Технологий, положило начало формированию в Узбекистане специалистов в отраслях радио, телевидения, многоканальной и местной телефонной связи, телеграфной и почтовой связи — базовых коммуникации по передаче информации.
Сегодня выпускники ТУИТ призваны обеспечить национальные интересы в повышении эффективности государственного управления и формирования цифровой экономики, интернет и цифровых технологий, роботизированных систем, в создании возможности обработки больших объемов данных, онлайн обучения и искусственного интеллекта. Растет роль социальных сетей и коммерческих платформ, открываемых в сети Интернет, которые глубоко влияют на развитие бизнеса, и на работу государственных и общественных организаций.
Благодаря учителям, на плечи которых лег труд по созданию фундамента и развитию ТУИТ, стало возможным сегодня адаптироваться к взрывному росту технологий. Исламов Анвар Исламович был один из учителей-наставников, благодаря которому можно с надеждой смотреть в будущее.
Т. М. Буткеева,
доцент, кандидат экономических наук
Я, Берганов Искандар Рахмонович, знал Анвара Исламовича Исламова – бывшего проректора ТЭИС по учебной работе с 1959 г. сначала как студент телефонно-телеграфного факультета, а позже и как сотрудник ТЭИС.
Анвар Исламович, был опытным педагогом, всегда вежливо и улыбаясь беседовал со студентами, делился своим опытом, давал ценные советы.
Направляя меня и Арипова М.Н первых выпускников ТЭИС на учёбу в аспирантуру Московского электротехнического института связи, полушутя в полусерьез, сказал: «без защиты диссертации не возвращайтесь». Мы приняли это пожелание как «приказ» и вернулись из Москвы, защитив кандидатские диссертации.
Когда меня назначили зам. декана факультета Автоматической и многоканальной электросвязи, Анвар Исламович начал обучать искусству управления студенческими группами и потоками. За что я ему безмерно благодарен.
Высокая коммуникабельность и умение дипломатически разговаривать с руководителями совхозов помогали решать задачи, возникающие в период пребывания на хлопкоуборочных работах в различных совхозах Сырдарьинской и Джизакской областей, способствовал обеспечению нормальных условий для проживания и работы студентов.
Так уж получилось, что после землетрясения в 1966 г. во дворе ТЭИС построили два четырех этажных многоквартирных дома. Наша семья оказалась соседями с семьей Анвара Исламовича. Скажу откровенно, что лучшего соседа я более не видел.
Анвар Исламович будучи в возрасте более 80 лет вечерами прогуливался во дворе. Было приятно ему составить компанию. Он всегда рассказывал интересные и поучительные случаи, смешные истории, всегда завершая их философскими обобщениями и практическими советами.
К Анвару Исламовичу можно было обратиться в любое время по любому вопросу с просьбой, за помощью. Он никогда не отказывал.
Как говорится в народе: это был золотой человек!
И.Р.Берганов
Первый выпускник ТЭИС,
кандидат технических наук, доцент
Есть такие учителя, память о которых всегда оставляет в сердце человека теплые и искренние впечатления. Анвар Исламович Исламов был одним из таких незабываемых и почитаемых учителей.
Первые годы моей учебы в Ташкентском электротехническом институте связи, узнав, что я стану связистом, двое моих школьных друзей на несколько лет перестали со мной даже общаться. Они стали студентами Ташкентского института народного хозяйства, и т.к. в то время специальность связиста не была такой престижной как сегодня.
В тот период Анвар Исламович жил в Рабочем городке, ходил пешком на работу. Я жил в махалле Тахтапул. Тогда мне часто удавалось вместе с моим наставником приходить в институт. В один из таких дней я Анвару Исламовичу рассказывал об отношениях ко мне моих друзей. Он внимательно слушал, потом остановился и сказал: «Ты не обижайся на них, придет время, они пожалеют о том, что тебя обидели. Отрасль связи имеет блестящее будущее, ее место очень важно для страны и общества». Затем, спросив о моей учебе, сказал: «У тебя есть способности. Учись хорошо, в будущем старайся стать ученым», и дал свои советы. После завершения института прошел двухгодичную службу в армии, вернулся в институт и начал работать ассистентом на кафедре (нынешняя кафедра «Телекоммуникационный инжиниринг»). В тот период выделение места на целевую аспирантуру было очень непросто. Через год после того, как устроился на работу, зашел в кабинет А.Исламова. Сказал, что намерен попробовать пойти в аспирантуру на общих основаниях.
А.Исламов посмотрел на меня и сказал, что «это будет не просто, но у тебя есть и аналитические способности, и, главное, очень сильное стремление к знаниям. Постарайся». Тогда я успешно сдал все экзамены и поступил в аспирантуру Московского электротехнического института связи. А.Исламов поздравил меня и пожелал успехов в учебе. Через несколько лет в преподавательском доме института связи мы были соседями с моим наставником А.Исламовым.
После обретения независимости Республики Узбекистан мне предложили работать в сфере связи. Узнав, что я стал первым заместителем председателя государственного концерна «Узбектелеком», а также то, что я открыл Научно-технический центр (нынешний Центр научно-технических и маркетинговых исследований (UNICON.UZ)), А.Исламов от души радовался и поздравил меня. Он наставлял меня быть справедливым и заботливым руководителем в отношении подчиненных, быть в курсе не только их работы, но также их семейных проблем.
Анвар Исламович будет вечно жить в нашей памяти как чуткий руководитель и справедливый человек, а также авторитетный наставник в работе, науке, жизненных вопросах и воспитании детей.
Р.И. Исаев,
кандидат технических наук, профессор
Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хоразмий
Наставник инноваторов
Как известно, 1 октября в Узбекистане праздник «День учителей и наставников». В канун этого праздника опубликование данной статьи, посвященной заслуженному деятелю науки, видному наставнику Анвар-ака Исламову, ректором Ташкентского университета информационных технологий, где практически с самого его образования до конца своей жизни проработал А.И. Исламов, служит хорошим примером не только для профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов университета, но и других ВУЗов Узбекистана.
Наставники играют определяющую роль в деле общественного строительства, так как именно они оказывают непосредственное влияние на формирование гармонично развитого поколения с современными знаниями, научным мировоззрением и взглядами. И, как было отмечено Президентом нашей страны, всем необходимо осмыслить простую истину: если стремление к науке и интеллектуальному богатству не превращается в повседневный смысл жизни народов и государств, то такое государство будет отброшено на обочину мировой цивилизации. Забота об этом должна стать задачей и каждого человека, каждой семьи.
Если говорить о том, что же на самом деле богатство- это созидательные специалисты и ученые-инноваторы. Именно таких специалистов всю жизнь готовил А. Исламов. Такими вырастил он и своих детей. Мы с Кахрамоном Исламовым, средним сыном Анвар-ака, ровесники. К великому сожалению, он не дожил до этих дней. Кахрамон был математиком по образованию и призванию, плодотворно и творчески работал в Ташкентском государственном экономическом университете (ТГЭУ) в Институте по повышению квалификации в качестве зам.директора и заведующего кафедрой информационных технологий. Бахтиёр Исламов- его младший сын, с которым мне также довелось поработать, успешно руководил кафедрой международного экономического развития, активно помогал мне в качестве проректора по международным экономическим отношениям ТГЭУ, а затем и исполнительного директора фонда «Устоз».
Когда стал вопрос о продвижении имиджа Узбекистана на международной арене, сыновья А. И. Исламова благодаря своему знаниям выдвинулись на первый план. Они успешно участвовали в конкурсах и сдавали тесты, стажировались и работали за рубежом. Например, Кахрамон стажировался в Европе: Реннском (Франция) и Ланкастерском (Великобритания) университетах, работал в Японии. А Бахтиёр проводил исследования в прославленном во всём мире Гарварде (США), около 6 лет в общей сложности работал профессором японских университетов Хитоцубаши, Тохоку и Хоккайдо, почти столько же в качестве посла Узбекистана в России и Беларуси. Они опубликовали множество научных статей и монографий в РФ, США, Канаде, Японии, Франции, Великобритании, Германии и многих других иностранных государствах, внесли весомый вклад в укрепление наших отношений с Россией, а также другими странами ближнего и дальнего зарубежья.
Да будет всегда много педагогов и родителей таких, как А. И. Исламов, и процветает наша родина!
академик С.С. Гулямов.
Дело и род Анвара-ака Исламова продолжается.
Исламова Анвара-ака знал, более 6о лет, практически со дня моего рождения в 1931 году до дня его смерти в 1994 году, так как мы жили по соседству в Рабочем городке. С самого раннего детства мы дружили с его племянником Закиром Максумовым. Учились с ним в одном классе. А некоторое время спустя, моя дочь Матлюба вышла замуж за его сына Баходыра, мы стали ещё и свояками. У меня была поэтому возможность встречаться с Анвар-ака не только в махалле, но и на различных семейных торжествах Исламовых и Максумовых.
Анвар-ака с молодости в махалле был очень авторитетным человеком. Когда он шёл по улице все с уважением его приветствовали. Достаточно было взглянуть на него, солидную неторопливую походку, доброжелательный и вместе с тем строгий взляд, неторопливую, но очень взвешенную и продуманную речь, чтобы проникнутся к нему определённым внутренним трепетом. Где бы он ни был, чтобы не делал, его аура заполняла всё пространство без остатка. Он всегда, в любых ситуациях, был собран, внимателен и, когда к нему обращались, всегда готов был оказать помощь не только родственникам и соседям, но и своим студентам, к которым относился как к своим детям.
Анвар-ака был в нашей махалле примером человека, который в своей жизни всего добивался сам своими силами, самостоятельно благодаря своему сильному характеру, железной воле, природному уму и упорному труду. Отец его- Ислам-ходжа умер, когда ему было всего 3 года. Разумеется, роль его мамы — бабушки Хабибахон в формировании его личности и чётких жизненных принципов нельзя преумалять.
Независимо от статуса и должности он жил всегда скромно и экономно, никогда не позволял себе излишних расходов. Честно заработанные деньги расходовал с умом. И вместе с тем не уходил от неизбежных текущих и крупных расходов. В доме всегда были необходимые продукты и много книг, журналов и газет. В числе первых в махалле уже в 50-е годы купил телевизор, холодильник, провёл во двор водопровод и домой телефон.
Хотел бы отметить, что Анвар-ака прожил счастливую жизнь с красивой, отзывчивой и доброй супругой Мафтухахон-опа, которая обеспечивала ему надёжный тыл, всецело посвятив себя мужу и семье. Она родила пятерых детей –Акмаля, Санобархон, Асрора, Кахрамона и Бахтиёра. Все они были воспитаны в духе лучших узбекских традиций всемерного почитания родителей и уважения к старшим. Это они хорошо впитали в себя вместе с молоком матери. Все они любили и боготворили отца, считая его настоящим героем и образцом для подражания. Анвар-ака и Мафтухахон-опа дали всем своим детям возможность получить высшее образование, своевременно провели их свадьбы и сделали всё, что было им положено. Одним словом, он полностью и от души выполнили свой родительский долг.
В свою очередь, их дети всегда стремились радовать родителей отменной учёбой и отличным поведением в школе, дома и на улице, учёбой в престижных ВУЗах в Ташкенте, Москве, Ленинграде и Новосибирске в области ядерной физики, педагогики, фармацевтики и химии, прикладной математики, международных экономических отношений и дипломатии. Они сполна оправдали надежды своих родителей, стали не только превосходными специалистами в своей сфере и преданными гражданами своей страны, но и продолжили традиции по созданию прочных семей, вырастив своих дочерей и сыновей образованными и сознательными людьми, верными своему народу. Дело и род Анвара-ака Исламова продолжает младший сын Бахтиёр, 11 внуков и внучек, 22 правнуков и правнучек, 14 пра-правнуков и пра-правнучек.
Этот комментарий Арслана (Шавката) Юнусовича Каримова
записан и передан в nuz.uz его дочерью Матлюбой Максумовой.
С глубокой благодарностью я и многие выпускники Радиофакультета ТЭИС 1967г. чтим память о нашем великом наставнике и учителе – Анваре Исламовиче Исламове, вложившего в нас знания, необходимые в освоении замечательной, трудной но очень востребованной во многих областях деятельности людей, специальности, а потом профессии Радиоинженера, на которую многие из нас достойно опирались в своей трудовой жизни. Анвар Исламович всегда был для меня во многом примером для подражания, чего очень хотела моя мама – Шапоатхон-ая, которая хорошо знала семью Исламовых, в частности честного, доброго, принципиального Анвархон-ака, его замечательную супругу Мафтухахон-опа и их детей.
До сих пор помню слова Учителя – Ученого — математика: «Основой инженерной дисциплины являются физика и математика. Если вы можете измерять и выражать в числах то, что говорите, то вы об этом предмете кое-что знаете; если вы не можете сделать этого, то ваши знания скудны и неудовлетворительны». В жизни я старался придерживаться многих полезных принципов, заложенных А.И.Исламовым. После успешного окончания института, на распределении Анвар Исламович рекомендовал меня на кафедру «Радиоприемные устройства» ассистентом, тем самым открыв мне дорогу в вузовскую преподавательскую и научную деятельность, которую стараюсь не бросать, оправдывая и совершенствуя те знания и умения, заложенные великими учителями и в частности А.И.Исламовым.
Уверен, все ученики великого Наставника А.И.Исламова будут вечно благодарны за все, что он сделал для них в совершенствовании их знаний и возможностей. Светлая память о выдающемся человеке – профессоре Анваре Исламовиче Исламове навеки останется в сердцах его учеников и благодарных потомков.
Кандидат технических наук, доцент, полковник Абдусагатов К.Х.
Сәлем,Кахрамон!Очень интересно о жизнодейтельности ученого,государственног о дейтеля,участника ВОВ думаю многие из нас в то время даже не подозревали какие они старше нас заслуженные люди!Тебе большое спасибо за статью.Прочел от и до.Сначало думал что ты автор статьи.Потом прочел твои комментарии тоже очень итересно и видно мнение не прстого человека.Пока.Всем вашим блльшой привет.У нас все штатно.
А. И. Исламова и всю его семью знаю более 70 лет, по существу столько, сколько себя помню. Анвархон-почча был мужем сестры моего отца – Мафтухахон-аммы. Мои родители и мы, дети, часто встречались на различных семейных торжествах и просто навещали друг друга, так как жили рядом по соседству, в Рабочем городке. Мои старшие сёстры и брат были практически одного возраста с Акмаль-ака, Санобархон-опа, Асрор-ака, родившихся до войны, я и Кахрамон были ровесниками, Бахтиёр родился чуть позже.
Все дети Анвархон-почча и Мафтухахон-аммы заслуживают всяческой похвалы. Здесь же хочу сказать несколько слов об их старшем сыне Акмаль-ака (1936-2001г.), кандидате физико-математических наук в области ядерной физики, имевшего звание старшего научного сотрудника (доцент), с кем мне посчастливилось долгое время вместе работать. Акмал-ака закончил школу №10 г. Ташкента с золотой медалью в 1954г. и поехал учиться в Ленинград в знаменитый физико-технический институт. Получив диплом о высшем образовании поступил в аспирантуру Института ядерной физики (ИЯФ) АН Узбекистана, ставил эксперименты на циклотроне в области активационного анализа. Получив результаты на уровне мировых, написал целый ряд статей, которые цитировались как в Ташкенте, Москве, так и за пределами страны. Защита кандидатской диссертации проходила на Совете физико-технического института АН Узбекистана с участием маститых оппонентов из Дубны Курчатовского Объединенного института ядерной физики (ОИЯФ) и Новосибирского института ядерных исследований. После успешной защиты кандидатской диссертации он назначается ученым секретарем в ИЯФ.
Затем его приглашает Президент АН Узбекистана, академик Садыков О.С. в Президиум Академии наук начальником научно-организационного отдела и его заместителем в Межведомственном Координационном Совете. А.А. Исламов всегда работал увлеченно и целеустремленно. В 70-е гг. уделяет большое внимание не только оперативной работе, но и участвует в формировании долгосрочных программ научно-технического прогресса. Это дает ему возможность в 80-е гг. перейти в СОПС заведующим отделом НТП, а затем стать заместителем директора по науке и заместителем начальника Управления науки и техники бывшего Госплана республики. В годы после обретения Узбекистаном независимости А.А. Исламов работал ведущим научным сотрудником ИСМИ, где я с ним до конца его жизни проработал и видел, как он умело использовал свои аналитические способности, опыт и знания, приобретённые в ИЯФ, Президиуме, СОПС Академии наук Узбекистана.
Акмаль-ака вместе с супругой Раъно-опа воспитали троих детей: дочь Ширин, двух сыновей Фархада и Фурката и восьмерых внуков – Шахруха, Камолу, Саида, Фарруха, Дониёра, Анвара, Малику. Внучка Раъно, дочь старшего сына Фархада, родилась после смерти своих дедушки и бабушки, получив имя последней. Сейчас у самого Фархада – трое, а у Ширин – 6 внуков, одного из которых назвали Акмалем.
Д.э.н., проф. Шавкат Арифханов.
О дедушке Анваре.
У дедушки Анвара и бабушки Мафтухахон было 4 сыновей: мои дяди- Акмал, Асрор, Кахрамон, Бахтиёр и одна единственная дочь – моя мама Санобар. Семья всегда была прочной, дружной и счастливой. Авторитет дедушки был непререкаем, который всячески поддерживался бабушкой. Детей в семье не били и практически не ругали. Самое сильное воспитательное средство были сердитый взгляд дедушки или ожидание его. Дедушка очень уравновешенный и спокойный человек дома редко выходил из себя и состояние душевного равновесия сохранял даже в весьма критических ситуациях. Гармония в семье достигалась не только благодаря выдержке главы семейства, но и врождённым дипломатическим качествам бабушки, ее умению находить компромиссы и не позволять мелким ссорам перерастать в конфликты, а также своевременно разряжать обстановку нужным словом, если надо шуткой или уступкой.
Моя мама Санобар родилась здоровой и крепкой в мае 1938 г. Пережила трудные военные годы. Хорошо училась в школе, помогала бабушке во всем. Окончила педагогический техникум и институт имени Низами, дошкольный факультет и в ноябре 1960 г. вышла замуж. Мой папа, Акил Хамидович Ханходжаев был очень квалифицированным врачом-практиком. По совету дедушки Анвара он поступил в аспирантуру, со временем подготовил и защитил диссертацию. Мама работала воспитательницей в детском саду, обеспечивала ему «тылы», взяв на себя решение всех семейных вопросов по воспитанию троих детей. Как знаток грамматики она помогала в написании и оформлении статей и самой диссертации. Впоследствии мой папа в полушутку-полусерьёз говорил, что его научную степень надо разделить на двоих с моей мамой. После защиты, вскоре получив звание доцента, до конца своей жизни проработал в Среднеазиатском медицинском педиатрическом институте. Две мои сестры — Сайёра и Хабиба пошли по стопам отца и получили высшее медицинское образование, а я, единственная из всех детей, внуков и правнуков дедушки Анвара, училась в ТЭИС и стала инженером.
Я с самого раннего детства видела, что дедушка Анвар пользовался большим уважением не только в семье, но и среди родственников и соседей как человек мудрый, справедливый, больше заботящийся о других, чем о себе. В институте я узнала ещё и то, какой у него огромный авторитет среди руководства, профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов как к одному из основателей ТЭИС, маститому учёному и опытному наставнику, честно и безукоризненно прослужившего в его стенах в качестве проректора, доцента и профессора почти 35 лет.
Саида Акиловна Ибрагимова (Ханходжаева),
Выпускница ТЭИС 1988 г.