Для узбеков в Афганистане начались нелегкие дни, считает заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана Одилжон Тожиев.
«Начались нелегкие дни для узбекской диаспоры в Афганистане. Учитывая то, что движение талибан зародилось среди пуштунских племен, внутренние этнические отношения, которые и так являлись деликатным и щекотливым вопросом для Афганистана, приобретут еще более натянутый характер. Вполне вероятно, что сейчас Узбекистан вступит в переговоры в интересах этнических узбеков за рубежом», – подчеркнул он. Об этом заявлении нам поведали официальные СМИ.
Абсолютно справедливое замечание и верное понимание сути проблемы, со стороны господина Одилжона Тожиева. Оно заслуживает глубокомысленного анализа всестороннего осмысления.
Проживает в Афганистане около 4 миллионов узбеков и около 10 миллионов таджиков.
Так или иначе, и война и мир в Афганистане касаются и нас.
Особенно нас касается мир, так называемый «талибский мир». Что будет с узбеками при пуштунах-талибах? Это важный вопрос, который не может не беспокоить ни Узбекистан, ни Таджикистан. Также этот вопрос косвенно задевает и Россию, союзника стран ЦА.
При Ашрафе Гани этнический узбек Дустум занимал должность Маршала, Дустум был даже Вице-Президентом Афганистана. То есть положение узбеков было прочным и основательным в Афганистане при оккупационном режиме НАТО.
Поэтому опасения вызывают не военные действия, а именно установившийся мир. Потому что то, какое место в нем займут этнические узбеки и таджики, и покажет насколько, этот мир прочен.
Пока окрыленные победой над Ашрафом Гани талибы и слышать не хотят, о каком либо дележе власти.
Но чем дальше, эйфория будет улетучиваться, тем все больше и больше на первое место будут выходить именно этнические аспекты «Афганской проблемы».
Кто знает, может быть, именно на это надеялись теоретики НАТО, выводя войска? Ведь понятно что Таджикистан и Узбекистан и стоящая за их спинами Россия не будут спокойно взирать на возможные этнические «мероприятия» которые могут проводить талибы — пуштуны на Севере Афганистана? Талибов и ранее обвиняли в этнических притеснениях против таджиков и узбеков. Также в прошлом талибы были обвинены в дискриминации национальных меньшинств. Все это вызывает обоснованные беспокойства по поводу дальнейшей судьбы национальных меньшинств Афганистана.
Точку в Афганском конфликте ставить рано. Этнический аспект, пересекаясь с геополитическими факторами, и экономической составляющей легко может вовлечь в Афганский конфликт и соседей. Не на это ли надеялись некоторые? Не в этом ли план? Этнический фактор «Афганской проблемы» способен взорвать всю Среднюю Азию и привести регион в крайне сложное положение! Если талибы перейдут «красную черту» в отношениях с национальными меньшинствами Афганистана, то понятно соседи не будут смотреть на это спокойно. Так как власти стран ЦА окажутся под давлением общественного мнения, которое не позволит в век глобализации бросить на произвол судьбы своих единоплеменников даже за границей.
Несмотря на то, что талибы объявили о своей «победе» и захватили Кабул, с военной точки зрения — это не соответствует действительности. Они не контролируют всю территорию Афганистана.
Пандшер или Пандшерское ущелье находится вне влияния талибов.
Учитывая, что 98,7% населения Пандшера являются таджики, то в случае начала активных боевых действий талибов против Пандшера война автоматически примет этнический характер.
Этнический фактор — это важнейший аспект всей «Афганской проблемы».
Афганистан это лоскутное государство, образованное во второй половине XVIII века.
Мир в Афганистане в период правления Дурранийской династии был связан со сложившимися сложными иерархическими отношениями кланов и взаимодействием племен. И этот хрупкий мир постоянно рушился именно под воздействием внешних сил. Внешние силы как показывает, история Афганистана не всегда способствовали развитию конструктивного диалога внутри Афганского общества.
Новая война если она и разразится, или продолжится, то будет, несомненно, будет иметь этнический характер.
Учитывая, что Узбекистан и Таджикистан союзники, и Россия будет вынуждена их поддерживать, то вовлечение в орбиту этнической войны в Афганистане стран ЦА и России представляется мне лично вероятным. Тем более что Маршал Дустум и часть его сторонников по некоторым неподтвержденным данным находятся в нашей стране.
Талибы с помощью напускной религиозности, и объединительных мотивов религиозной идеологии не смогут преодолеть этнических противоречий.
а первое место в сложившейся ситуации после «победы» талибов выходит этнический вопрос со всеми геополитическими и экономическими составляющими усиливающими его значение.
То, что его решить талибы не смогли, при прежнем правлении мы знаем. Талибы были обвинены в этнических притеснениях и дискриминации нацменьшинств, при прежнем правлении. Поэтому вряд ли они смогут решить этнические проблемы и теперь.
Скоро эйфория от «победы» талибов пройдет. Наступит отрезвление и время решения различных проблем. При этом этнический вопрос в свете вышесказанного будет стоять особо остро.
Именно на этом вопросе всегда все и «спотыкались» в Афганистане.
Потому что много племен, и много народов. За
каждым народом и племенем стоят свои покровители за рубежом.
Этнический аспект «Афганской проблемы» усиленный влиянием извне сверхдержав и различных центров влияния, не позволяет делать вывод о том что «победа» талибов это путь к миру.
Путь переговорного процесса только начинается. Если талибам удастся решить «этнический вопрос» при этом создав прочную конструкцию межнационального согласия в Афганистане, то конечно мир будет прочным.
Если они допустят прошлые ошибки, или усугубят ситуацию, то мира не только не будет, но угроза постоянного расширения географии конфликта будет висеть, дамокловым мечем над всеми странами близлежащего региона.
Нам остается лишь надеется на благополучное разрешение конфликта, и мудрость политиков.
Ринат САГИТОВ

