По предварительным данным Госкомстата, за пять месяцев 2021 года наблюдается значительное отставание в производстве автомобилей, автомобильных двигателей, автобусов и тракторов.
Если в 2020 году за январь-май было произведено 117925 «легковушек», то за аналогичный период текущего года этот показатель составил 85794 и снизился на 32131 автомобиль.
Дан расклад и по маркам автомобилей За пять месяцев было произведено 25059 автомобилей марки «Кобальт» (темпы роста к аналогичному периоду 2020 года составили 83,2 %), 11130 — «Нексия» (37,8 %), 16848 – «Джентра» (79,1 %), 22799 – «Дамас» (102,9 %), 4942 – «Спарк» (40,6 %) и 5016– «Лабо» (181,1 %).
Официальная статистика зафиксировала, что за январь-май 2021 года в республике было произведено 57,4 тыс. автомобильных двигателей (снижение на 39,1 % к соответствующему периоду 2020 года).
За этот период производство автобусов снижено на 27,9% (их выпущено 323)
Но самое серьезное снижение объемов производства допущено по тракторам- на 72,2%. Сельскохозяйственных машин произведено 173 единицы.
Как уже говорилось, для производителей оборудования и техники в Узбекистане эффект холодного душа возымел резкий скачок цен на листовой металлопрокат, последовавший в этом году и достигший к маю рекордных значений. Эксперты отмечают, что такого роста цен на «полезные железки» не наблюдалось на протяжении четверти века.
Рост на импортируемый прокат (в Узбекистан он завозится из России, Украины, Беларуси и Казахстана) с 8,2 млн.сумов в конце прошлого года до 16,8 млн. за тонну (в 2,1 раза) не мог пройти незамеченным и создал проблемы для компаний, которые закупают металл для работы.
Кто в результате стал аутсайдером? Производители техники — предприятия по производству, ремонту, сборке машин и оборудования, производству автомобилей, прицепов, полуприцепов и другой готовой продукции.
Серьезный удар от стремительно растущих цен на импортируемый листовой металлопрокат получили мелкие предприниматели страны. Каков выход нашли они в непростой ситуации?
Основатель известной в Узбекистане компании «ПГС» Полянте Свешников впервые за четверть века существования фирмы отправил персонал в трехмесячный отпуск без содержания. Присовокупив при этом, что оставшиеся без средств к существованию работники должны в данный момент помочь родному предприятию. Каким образом? Заключать договоры с торговлей и предлагать свой товар (более 30 наименований) для продвижения на внутренний рынок.
Что ожидает в перспективе предприятия металлообработки, которые для того, чтобы выжить, вынуждены поднимать цены на свою продукцию, остается только гадать.
В.Новиков