…у меня есть уравнения звезд, уравнения голоса, уравнения мысли, уравнения рождения и смерти… (В.Хлебников) May 28, 2021
Modus vivendi недолгого существования Советского Союза, если размышлять в масштабах всей истории человечества, был единственным — осуществить давнюю пленительную мечту людей о полёте в неизведанное космическое пространство и, свершив свое предназначение, исчезнуть навсегда.
В завораживающих научно-фантастических произведениях теоретика вопросов космонавтики и представителя естественно-научного крыла русского космизма К.Э.Циолковского, последователя русского религиозного мыслителя и философа-футуролога Н.Ф.Фёдорова, предлагалось заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинуты идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Он считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной…
«Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ.
Нет всемогущего бога, но есть вселенная, которая распоряжается судьбою всех небесных тел и их жителей.
Нет сынов божиих, но есть зрелые и потому разумные и совершенные сыны космоса.
Нет личных богов, но есть избранные правители: планет, солнечных систем, звёздных групп, млечных путей, эфирных островов и всего космоса.
…Нет Христа, но есть гениальный человек, великий учитель человечества. Если бы его послушали, то не было бы войн, убийств и насилий.
— из статьи «Ничего нет (Мысли безбожника)» (1932).
Эта эзотерическая утопия Циолковского послужила ведущим стимулом для разработки оснований ракетно-космической техники.
Но вначале было побеждено Солнце. Лампы накаливания, изобретённые в конце 19 века независимо друг от друга тремя учёными — Лодыгиным, Суоном и Эдисоном совершили невозможное — мы можем при желании вообще не выглядывать в окно сутками, но при этом свет в наших домах не прекратится. Это и есть Победа над Солнцем, воспетая в одноимённой опере ещё в 1913 году тремя русскими футуристами — звёздами русского авангарда А.Крученых, М.Матюшиным и К.Малевичем:
«Солнце, ты страсти рожало,
жгло воспаленным лучом,
Задернем пыльным покрывалом
Заколотим в бетонный дом!..»
Русское революционное движение быстро взяло на вооружение футуристические идеи «будетлян» и уже Владимир Маяковский в статье «Будетляне» (1914) использовал это слово как название людей будущего, а не просто членов объединения свободных художников и речетворцев: «Изменилась человечья основа России. Родились мощные люди будущего. Вырисовываются силачи будетляне».
«Силачи будетляне» скоро определили вектор всего бурного развития новой России во внятный лозунг в известной парадигме «Догоним и перегоним…»: «Либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически», говорит вождь мирового пролетариата В. И. Ленин.
Инерция лозунга «догоним и перегоним» перешагнула в ипостась «Покорителям вселенной – слава», но много ранее до знаменательного полёта Ю.Гагарина, в 1943 году в Ташкенте был организован Физико-технический институт (ФТИ). В 1946 году в Оше появляется научная станция, все памирские экспедиции, посвященные изучению космических лучей будут брать старт именно с древнего города.
В 1948 году по инициативе будущего академика Садыка Азимовича Азимова (кстати, это отец нашего бывшего премьер-министра Рустама Азимова, его именем названа улица в Ташкенте — ул.С.Азимова ) в ФТИ институте была основана лаборатория космических лучей, положившая начало работ в области физики высоких энергий в Узбекистане. После «Победы над Солнцем», наступило время наладить с ним конструктивный диалог.
Словно марафонец, совершающий убыстрение на последнем круге перед финишем, советская империя «будетлян» выполняет последний рывок в виде «Ускорения» — лозунга и политического курса первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва, провозглашённого им в 1985 году. Этот лозунг был одним из ключевых в направлении реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в Советском Союзе, в 1985—1991 годах.
В этом ускоренном ритме в 1986 году на базе института ФТИ было организовано НПО «Физика-Солнце». В 1987 году на основе научно-технических разработок института под руководством академика С. А. Азимова введен в эксплуатацию уникальный оптико-зеркальный комплекс с Большой солнечной печью тепловой мощностью 1000 кВт.
Прямое назначение объекта — прогрессивная металлургия, изучение поведения тугоплавких материалов при сверхвысоких температурах, а также получение сверхчистых жаропрочных материалов для авиакосмической промышленности. Её мощность в один мегаватт эквивалентна концентрации энергии «10 000 солнц».
Однажды, в солнечный весенний день, нам неожиданно вздумалось на дорожной развилке в Паркентском районе Ташкентской области свернуть не в сторону пос.Сукок как планировалось, а на Заркент к гелиокомплексу «Солнце», и бездорожье нам не стало большой помехой. Если бы в планах сразу было доехать до Большой солнечной печи, то мы свернули бы много ранее, и ровная дорога привела бы нас прямо к цели. Но тогда мы бы не прочувствовали всё величие и необыкновенный размах уникального сооружения в районе Паркента, это можно понять только передвигаясь по бездорожью мимо дальнего кишлака.
Как в узких незатейливых улочках Самарканда вдруг возникает грандиозный Гур-Эмир, так и здесь я представила, как более двух тысяч лет назад, корабли, бороздящие морские пространства средиземноморья замечают вдали чудо света — Колосса Родосского, само воплощение древнегреческого светоносного бога Гелиоса, который был не просто особо почитаемым божеством на острове Родос — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. Да, были времена, когда Солнцу поклонялись. Кто знал, что дойдёт до победы на Ним, а потом и разговора на равных?
Первыми начали серьёзный разговор со Светилой французы. Большая Солнечная Печь в Фон-Роме-Одейло (Франция) — это Лаборатория Солнца — первая в мире солнечная печь. Её строительство было выполнено в 1962-1968 годах. Весь комплекс заработал в 1970 году. Общая площадь отражающей поверхности концентратора всего на 10 квадратных метров меньше, чем у БСП в Паркенте, но весь комплекс расположен выше и в нём применены более высококачественные зеркала.
Началось с того, что французский химик Феликс Тромба и его команда в 1946 г., при первых опытах с помощью зеркал DCA, достигли высоких температур с помощью высококонцентрированного солнечного света. Цель состояла в том, чтобы расплавить руду и извлечь высокочистые материалы для изготовления новых и улучшенных огнеупоров.
Если быть точнее, то самая первая солнечная печь была построена во Франции в Мон-Луи в 1949 г. Затем, на модели Мон-Луиской печи, была построена солнечная печь в Одейло, которую вы и видите на фото.
Догоним и перегоним? Обязательно и с ускорением!
«Приступая к проектированию гелиокомплекса в Ташкентской области, мы столкнулись с совершенно непривычными для себя типами сооружений, которые потребовали и новых архитектурных форм, выражающих их сущность. Одной из опорных идей пространственной композиции было стремление создать новые типы сооружений, представляющие собой максимальное единство содержания и формы», говорит нам журнал «Архитектура СССР».
«Новый тип сооружения» по форме вовсе не так уж и нов, судя по фото из Франции, но для СССР и Узбекистана это был огромный рывок в будущее конечно. Общая сметная стоимость строительства комплекса составила 7,6 млн. советских рублей, только вес металлической конструкции в основании Концентратора- 200 000 тонн, его большое изогнутое зеркало — 54×47 м. Высота здания – около 20 стандартных этажей!
Что интересно, Виктор Захаров — бывший главный архитектор Минатома СССР, главный архитектор проекта гелиокомплекса «Солнце» в Ташобласти сейчас увлечен православным строительством. Да, идеи русского космизма явно претерпели сильные изменения, но успели дать достойные всходы.
При использовании гелиокомплекса нет загрязняющих элементов, так как объект, который исследуется (материал), нагревается только солнечным излучением. Учитывая тяжелейшую экологическую обстановку сегодня в нашей стране, несмотря на огромное количество воздвигаемых строений религиозного культа, мы на 177 месте из 180 в рейтинге по загрязнению воздуха, это чувствует сегодня каждый житель страны.
Обратите внимание, как прекрасен бог Солнца Гелиос на своей золотой колеснице в архитектурном эскизе прошлого века футуристического объекта гелиокомплекса «Солнце» в Ташобласти. Трудно себе представить подобный эскиз культового религиозного архитектурного сооружения, над которым парит космический корабль, например. Религиозные образы в нашем случае — это всего лишь дань уважения достижениям античной культуры и философии древних греков, они носят символический характер и здесь конечно нет места прямому поклонению теистического характера.
«…Ты, о летящий со свистом, сияющий огненным ликом,
О колесничий, гонящий коней по извечному кругу,
Благочестивых ко благам ведешь, нечестивым же — враг ты…
О златолирник, твой бег водворяет гармонию в мире…»
Потрясающий, волнующий воображение вид, устремлённый в будущее и реально воплощенный в нашем таком изменчивом прошлом!
Выше сказано, что по легенде остров Родос был вынесен из пучины Океана самим Гелиосом. С нашим гелиокомплексом произошло почти то же самое. Ввиду отсутствия океана Гелиос «указал» Человеку на единый скальный массив, чтобы в случае землетрясений не сбивалось направление гелиостатов на концентратор — так всё оно и было, я это точно знаю. Первый Колосс из Эгейского моря простоял чуть более полувека, пока не был разрушен землетрясением. Конечно, теперь стоило выбирать место более внимательнее, боги тоже ошибаются, но через пару тысяч лет делают правильные выводы, во всяком случае, хочется в это верить.
Время и качество направленного солнечного света в выбранной локации более 250—270 дней в году, это прекрасный повод почти беспрерывного взаимоприятного общения с небесным Светилой.
Второй эскиз более приземлён, на нём изображены люди, автомобили, строительная техника — те кто сотворил чудо архитектуры, на которое и сегодня можно смотреть с благоговением, как на настоящий храм Науки, устремлённый в космос. Говоря о научном потенциале отметим, что количество сотрудников НПО «Солнце» сегодня составляет 179 человек , из них научных сотрудников 102 , академиков – 2 , докторов наук — 22 , кандидатов наук – 26. За последние три года Институтом подготовлены 5 докторов наук и 5 докторов философии.
И немного о гелиоконцентраторах, их — целое гелиополе и оно самое большое в мире — 1840 квадратных метров. Это совершенно дивное по своей красоте сооружение из ступенчатых возвышений, чтобы зеркальные поверхности не загораживали друг друга, отбрасывая тень; на них рядами установлены гелиостаты — приборы, способные поворачивать зеркала так, чтобы направлять солнечные лучи постоянно в одном направлении, несмотря на видимое суточное движение Солнца.
Всего в комплексе 62 гелиостата. 12090 зеркал собирают солнечные лучи, которые, отражаясь, единым потоком устремляются на вогнутое составное зеркало Концентратора. Именно здесь состоялся мой разговор с технологом, который из своего кабинета через десктоп, управляет процессом. Как? Задаёт координаты Солнца, вносит их в программу и гелиостаты послушно поворачиваются в сторону единственной звезды Солнечной системы.
— Значит, вы и есть тот человек, который каждое утро разговаривает с самим Солнцем?
— Выходит, что так, — задумчиво ответил приятный мужчина, который по совместительству был в тот день нашим экскурсоводом. И мне показалось, что он никогда об этом не размышлял, а я была настолько впечатлена увиденным, что решила написать эту статью.
Как же это всё работает? Очень просто и настолько сложно одновременно, что моего понимания хватит только на то чтобы сказать об этом очень вкратце.
Для получения температуры 3000 градусов используется концентрация лучей, отражённых зеркалами. Солнечные лучи улавливаются зеркалами гелиостатов, направляются на концентратор, то есть на большое изогнутое зеркало. Отражаясь от зеркальной параболической поверхности концентратора лучи фокусируется в одну точку на технологической башне, диаметром 40 сантиметров, что позволяет достичь температуры почти 3000 градусов.
Основными пятью приоритетными научными направлениями исследований НПО «Физика-Солнце» АН РУз являются (как у нас любят цифру пять! Пять инициатив, пять принципов…):
- Физика высоких энергий;
- Теоретическая физика;
- Физика полупроводников;
- Преобразование солнечной энергии;
- Приборостроение в области электроники, оптоэлектроники и фотоники.
О конкретных достижениях по каждому из направлений вы можете прочитать здесь.
Отмечу, что сайт института пополняется довольно исправно, здесь можно многое прочесть, мне трудно давать оценку деятельности НПО, есть специалисты, которые могут это сделать профессионально.
Спектр услуг, оказываемых ФТИ НПО «Физика-Солнце» очень широк, я лишь отмечу некоторые из них, связанные с использованием солнечной энергии, сегодня это очень актуально, но воочию я лично, как и многие вокруг, пока мало наблюдаю инноваций и нижеперечисленных высокотехнологичных достижений в нашей городской среде обитания:
— проведение всех видов работ по реализации солнечных систем электро- и теплоснабжения «под ключ»;
— автономные и комбинированные системы солнечного горячего водоснабжения ;
-инсоляционные пассивные системы отопления;
— энергоэффективные малогабаритные гелиотеплицы (парники и лимонарии);
— гелиоопреснители питьевой и технической воды (для полива сельскохозяйственных угодий);
— система освещения с использованием автономных фотоэлектрических систем. Разные виды декоративно-функциональных автономных уличных систем освещения для широких улиц и дорог за счет фотоэлектрических панелей.
Руководит институтом довольно молодой человек — Олимов Хусниддин Косимович (1976 г.р.) — доктор физико-математических наук, профессор (2020).
Область его научных интересов для меня просто непостижима (ядро-ядерные соударения!), но я вас с ней всё равно ознакомлю:
- Процессы фрагментации ядер во взаимодействиях с нуклонами и ядрами при высоких энергиях. Коллективные эффекты в адрон-ядерных и ядро-ядерных соударениях при высоких энергиях;
- Свойства (температура и т.д.) высоковозбужденной ядерной (адронной) материи, образованной в центральных соударениях релятивистских ядер. Эволюция ядерной (адронной) материи в зависимости от масс сталкивающихся ядер, центральности и энергии соударения.
Я вернусь к советскому журналу «Архитектура СССР» и статье «Гелиокомплекс «Солнце»» от 1988 года, мне доставляет удовольствие читать авторов. Их задачей, в соответствии с идеологическими установками позднесоветсткого периода во многом являлось приведение любого, в том числе, и прогрессивного архитектурного явления к строгой идеологической рамке. Сначала даётся теоретическая вводная, подготовка читателя к основной мысли:
«В мире нет и не может быть содержания вообще, а есть только определенным образом оформленное содержание. Белинский писал: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить и форму».
К чему бы этот пассаж? Продолжаем.
«Сделана попытка объединить в одном комплексе два современных направления: «хай-тек» со свободным манипулированием объемами, которые имеют сложную «машинную» архитектуру в сочетании с суперграфикой, с использованием новейших строительных и высококачественных отделочных материалов, контрастирующих между собой.
Усилившийся в последние годы интерес к историческим национальным культурным ценностям под влиянием постмодернизма начал перерастать в интерес к глубокому осмыслению собственного наследия в области строительства и архитектуры, стремление к своей региональной национальной, человеческой архитектуре, которая имеет индивидуальную обособленность, соразмерность человеку и сохраняет сложившуюся среду — второе направление в архитектуре гелиокомплекса».
И здесь возникает проблема конструирования узбекской этничности в советском идеологическом дискурсе. В целом, речь идёт о социалистических нациях и актуализации идей советского интернационализма как о процессе, направленном на укрепление коммунистического режима и создание единой политической общности в границах СССР. В этой парадигме теоретиками марксизма-ленинизма выявлена особая роль этничности, включенной после соответствующей обработки в идеологический арсенал Советского государства. «Национальное по форме, социалистическое по содержанию» — один из столпов в советском идеологическом дискурсе. Сегодня «социалистическое» можно смело заменить на «капиталистическое» и добавить к нему «религиозное», мы мало ошибёмся.
Я смотрела на макет и затем воочию пыталась найти что-то национальное, связанное с этническим в футуристическом сооружении гелиокомплекса «Солнце», но мне это мало удавалось.
«В указанной планировке характерна замкнутая композиция и повышенная плотность застройки, которая обеспечивает максимальную затененность вертикальных и горизонтальных плоскостей. Научно-производственный комплекс, состоит из пяти основных подразделений: технологической башни, концентратора, гелиостатного поля, главного корпуса и вспомогательных сооружений».
Насколько я понимаю «повышенная плотность застройки, которая обеспечивает максимальную затененность вертикальных и горизонтальных плоскостей» — и есть «дань» национальному, видимо проводится параллель с особенностями локальной архитектуры, где тенистый обособленный внутренний двор с розарием обязательно носит признак «национального». Об этом и говорит нам следующий абзац:
«При проектировании и строительстве комплекса мы стремились создать современную архитектуру, учитывая национальные традиции и опираясь при этом не на внешние проявления национальной художественной культуры, а на ее глубинные, устоявшиеся и сохранившие свою жизненность особенности, на соблюдение пропорций, излюбленной колористической гаммы и других народных «способов видения» окружающего мира, так как основой в решении проблемы развития национальных форм является традиция в единстве с современной техникой».
В итоге, архитектурный комплекс представляет собой классическое сооружение советского архитектурного модернизма, истоки которого лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль или брутализма с ему характерными чертами, а именно:
— функциональность массивных форм и конструкций;
— урбанистичный облик зданий в нашем случае помноженный на особенности советского стиля в использовании местных облицовочных материалов и декоративности.
А теперь войдём внутрь административного здания, часть которого сегодня занимает небольшой музей. В интерьерах широко использованы гипсовые подвесные потолки, мрамор и травертин местных месторождений.
Интересны критические заметки по поводу объекта «Солнце» В. Русанова, заслуженного архитектора Узбекской ССР:
«Проект «Солнце» уже в своей эскизной стадии закладывал идеи и формы, которые казались выше возможностей заказчика и подрядчика. Авторам пришлось выдержать и диктат строителей и сомнения заказчика, приложив немало усилий, чтобы разрушить стену непонимания архитектурных и художественных требований к объекту сугубо технологического назначения.
Не во всем удалось дотянуть объект до высоких современных кондиций; низкие потолки коридоров служебно-административного блока, вызванные применением типовой антисейсмической серии ИИС-04, подшитые акмиграновыми плитками местного производства низкого качества. Грубые, не по проекту выкрашенные металлические детали для крепления изящных элементов солнцезащиты.
Оставляют желать лучшего стеновые ограждающие панели той же серии, а также бетонная подпорная стена. Все это вызывает досаду при близком осмотре объекта. Неудачна замена пиленого мрамора на полированный для подпорных стен гелиостатного поля. Вызывает сожаление применение низкого качества алюминиевых витражей и внутренних дверных блоков, поставляемых местной стройиндустрией. Это обидные издержки современного строительства».
Художником-монументалистом И. Липене для основных интерьеров разработаны восхитительные пространственные композиции из металла и цветного стекла: «Гимн Солнцу», «Парад планет», «Млечный путь», «Луна». Правда, ничего о художнице узнать на месте не представилось возможным, кроме того, что это была женщина. Исправим эту ситуацию.
Ирена Липене, представитель литовского искусства, художник по стеклу, витражист. Член Союза художников СССР. Лауреат премии ЛКСМ Узбекской ССР.
После окончания художественного института у себя на родине в Вильнюсе, в начале 70-х приехала работать в столицу Узбекистана Ташкент. Здесь она в полной мере проявила свой уникальный талант витражиста.
Её основные работы вы можете увидеть в метро, гостиницах и административных зданиях, хотя многое снесено и не сохранилось:
- Цветы и листья, 1975 , Композиции из витражей в Правительственной резиденции Узбекистана на ул. Германа Лопатина, Зимний сад, Ташкент. Я видела этот витраж, это совершенно потрясающая композиция, обязательно при возможности сходите посмотреть;
- Светильники-канделябры на станции метро Пушкина, «Мустакиллик майдони», «Хамид Олимжон», Ташкент;
- Образы природы в витраже «День и ночь» в гостинице «Узбекистан» в Ташкенте;
А это и есть настоящий Гимн Солнцу, созданный Иреной Липене для гелиокомплекса «Солнце».
«О Каллиопа, от Зевса рожденная Муза! Восславь мне
Гелия: был он рожден волоокою Эйрифаессой
Сыну Геи-Земли и звездного Неба-Урана.
Эйрифаессу, родную сестру, Гиперион в супруги
Взял, и его подарила богиня потомством прекрасным:
Эос-Зарей розорукой, кудрявой Селеной-Луною
И богоравным, не знающим устали Гелием-Солнцем.
Свет с высоты посылает бессмертным богам он и людям,
На колесницу взойдя. Из-под шлема глядят золотого страшные очи его.
И блестящими сам он лучами светится весь.
От висков же бессмертной главы ниспадают
Волосы ярко блестящие, лик обрамляя приятный,
Складки прекрасных и тонких одежд. Жеребцы же под богом …» (Гомеровы Гимны)
Не менее трогательна в своей пространственной невесомости композиция «Парад планет». Сначала она незаметна, настолько при входе всё внимание захватывает величественное «Солнце», но при дальнейшем обзоре чувствуется некая лёгкость, нет ощущения замкнутого пространства, только немного погодя понимаешь, что это чувство даёт по-настоящему «воздушная», выполненная в деликатных тонах композиция из художественного стекла «Парад планет».
К сожалению, следующие арт-объекты мне не пришлось увидеть, внимание экскурсовода было направлено на музейную экспозицию и композицию «Луна» я смогла найти только на фото. Я уверена, что художница опиралась на античные образы, в данном случае, на образ древнегреческой богини Луны Селены или богиню лунного света Гекату.
Поэты то называют Луну «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды (Сапфо). Даже на фотографии есть впечатление мягко разливающегося «лунного света» и в воображении возникает прекрасный женский образ с горящим факелом.
Эстетический образ гелиокомплекса «Солнце» также обогащает деревянная композиция в фойе конференц-зала. Судя по фото за арт-объектом особого присмотра нет, видно отсутствие ламп на потолке и паркет, давно требующий соответствующего ухода, в целом, картина довольна небрежная.
Кроме того, в конференц-зале подвесной потолок также украшен оригинальной композицией Ирены Липене, может я ошибаюсь, но это нечто похожее на Полярное сияние (аврора (Aurora) — свечение, люминесценция верхних слоёв атмосфер планет, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра, который является одним из основных компонентов межпланетной среды.
Этот лонгрид, который случился благодаря моей спонтанной и незапланированной поездке в Паркент — ближайшего областного центра знаменитым своими фруктами и виноградом, вырвал меня на пару недель из текущей реальности, унеся мои мысли обжигающим солнечным ветром в воплощенную мечту о прекрасном будущем, где нет места варварскому отношению к природе, вопиющему невежеству и нелепой, граничащей с жёсткой сатирой реальностью текущих дней жителя мегаполиса. Зато есть вдумчивый, спокойный и внятный диалог со Вселенной и с самой главной для нас из звёзд нашей Галактики «Млечный путь» — звездой по имени Солнце.
И мне очень бы хотелось, чтобы всё, что является составной неотъемлемой частью гелиокомплекса «Солнце» не было утрачено, а было сохранено и являлось бы предметом пристального внимания государства, Министерства культуры и туризма, и конечно общественности, этот комплекс воистину является одним из самых значимых научных и культурных достижений нашей страны.
И своё повествование мне бы хотелось закончить цитатой Владимира Джанибекова, нашего соотечественника, летчика-космонавта СССР, когда-то посетившего мою школу №163 г.Ташкента:
«Объект «Солнце» — на слух это ставшее привычным названием необычного даже для космической эры научно-производственного металлургического комплекса — воспринимается как некий сухой и лаконичный армейский термин.
Заочное знакомство с принципом практической реализации идеи применения солнечной энергии в «сверхчистых» технологических процессах также не вызывает особых эмоций. Все понятно: ставь кучу зеркал, фокусируй «зайчики» в печь и плавь целый световой день, однако лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
То, что сделано в Паркенте, поражает самое изощренное воображение. Архитектору Виктору Захарову и его коллегам удалось спроектировать комплекс, который по единству и целостности формы и содержания можно считать непревзойденным. Словесный портрет, каким бы детальным он ни был, не сможет заменить огромного впечатления от вида грандиозных сооружений комплекса с фантастическими формами, воздвигнутого на древней земле Узбекистана.
Первые образцы, полученные при испытаниях, без лишних слов, в деловой обстановке стали образцом совершенства доселе недостижимого. Это был рывок в XXI в.
Гигантская пирамида Солнца, выложенная из каменных глыб ацтеками, служила богам.
Объект «Солнце» не менее величав, и он служит людям.»
Список использованных источников
Другие статьи авторки для сайта nuz.uz
На вкладке: Гелиокомплекс «Солнце». Паркентский район, Ташкентская область.