В онлайн-версии популярной итальянской газеты «Corriere della Sera» опубликована статья профессора Университета Инсубрии, известного в Италии эксперта по Ближнему и Среднему Востоку, Кавказу и Центральной Азии Фариан Сабахи под заголовком «Узбекистан, павильон на Биеннале, чтобы рассказать о «махалле», сообщает ИА «Дунё».
Как отмечает автор, узбекский павильон на Архитектурной биеннале в Венеции исследует традиционный городской квартал махалли, уникальный архитектурный и социальный феномен, традиционный образ жизни сообщества, форму соседства и самоуправления. Махалля олицетворяет прошлое и в то же время является важным аспектом современной городской реальности.
В Венецианском комплексе «Arsenale» посетители Архитектурной биеннале оказываются погруженными в одну из двухэтажных махаллей столицы Ташкента в стилизованной форме в пропорции один к одному: пространства определены железной конструкцией площадью 500 квадратных метров, что-то вроде остова труб, желтых, как сеть сразу видимых газовых труб, пересекающих эти кварталы. В этот каркас из желтых труб были вставлены фотографии повседневной жизни в одной из ташкентских махаллей. Среди центральных элементов махалли — прямоугольный топчан, размещенный в центре двора с апреля по октябрь: многофункциональное пространство, где едят, общаются и отдыхают, говорится в статье.
«Визуальное восприятие сопровождается воспроизведением звуков, записанных артистами. — объясняет каталонский художник Карлос Касас. — Потребовалась неделя работы, чтобы собрать звуки в семи помещениях, семи домах в семи разных районах. Павильон Архитектурной биеннале расшифровывает звуки, записанные в высоком разрешении, так что происходящее в Ташкенте можно услышать в реальном времени в Венеции. Время от времени можно услышать, как на столе движутся столовые приборы, радио или голос муэдзина, призывающего к молитве».
«Махалля — это воплощение совместной жизни: это район, основанный на древней концепции дворового дома и постепенно растущий с увеличением числа его жителей, в особенности семей. Во дворе живут вместе, разделяют пищу, плотность населения высокая. У них хороший уровень самоуправления, они помогают друг другу, как большой кооператив. И поэтому это один из наиболее подходящих ответов на вопрос куратора Биеннале Хашима Саркиса: как мы будем жить вместе?» – пишет в заключение Фариан Сабахи.
Хокимов туда на перековку!
Надо родиться в Узбекистане, пусть и не в узбекской семье, а в любой другой, пусть и не в Ташкенте, а в любом другом населённом пункте, прожить в нём хотя бы лет сорок, чтобы верно и с толком разбираться в феномене «махалля» на основе своего жизненного опыта, чувств своих, мыслей и представлений, а не с помощью биеннале и современных информационно-компьютерных технологий.
Вот именно, взгляд из Италии. Это похоже на махаллю, причем одноэтажную, советского периода. Люди другие были, в махалле были аксакалы, а не назначаемые и оплачиваемые махкомы. Отрадно, что в далёкой Италии, интересуются Узбекистаном.